АЛЕКСАНДР ГИЛЬ: ПЛЕНЕННЫЙ СЕВЕРОМ

Шел заключительный концерт Всероссийского смотра сельской художественной самодеятельности. Вот на сцене Камчатка! Корякские танцы «Млавытын» и «Чайки» исполняют артисты из никому не ведомой Паланы. Среди танцоров – Татьяна Лукашкина, Георгий Поротов, Владимир Косыгин…И тут же, в полутемном зале, сидит никому еще не известный паренек – Саша Гиль и пристально смотрит на сцену.

Биография Саши легко помещалась тогда на небольшом листке. Родился в 43-м году в селе Коломак, на Полтавщине. Учился в музыкадьно-драматической студии. Сезон отработал в Полтавском театре. Летом 62-го уехал на целину. Там, в Целинограде, участвовал в создании ансамбля песни и танца «Целинник», с которым и приехал в Москву на смотр, в памятном 65-м году.

Его поразили тогда корякские «Чайки». Танец считался чисто этнографическим, без особых сценических прикрас. Но пластика! Но крики чаек, пронзающие насквозь!.. Фантазия молодого балетмейстера уже видела нечто большее. Когда же разразился второй номер камчадалов, словно призывающий всех пуститься в пляс, Александр поймал себя на мысли, что тоже хочет взять в руки бубен…

Уже 18 октября 1965 года он был назначен художественным руководителем народного ансамбля песни и танца Корякского дома народного творчества, который с 1967 года стал называться «Мэнго». Под руководством А.В. Гиля самодеятельный ансамбль превратился в первый в истории Камчатки корякский профессиональный хореографический коллектив. В содружестве с истинными исследователями и знатоками традиционной культуры северян Г.Г. Поротовым, Т.П. Лукашкиной, В.В. Косыгиным, Т.Ф. петровой-Бытовой молодой хореограф быстро и точно нашел верный путь, который вывел культуру аборигенов на невиданную высоту и отразился на их духовной жизни.

Александр Васильевич тщательно, настойчиво и постоянно изучал фолклор коряков, ительменов, алеутов, чукчей и осуществил сыше 50 уникальных сценических постановок, включая балеты «Мэнго», «Эмэм Кутх», чукотскую легенду «Рультэнны». Ансамбль «Мэнго» под руководством Гиля явился первопроходцем корякского искусства на сценах мира. Деятельность ансамбля стала эталоном для создания и развития многих национальных коллективов на Камчатке. Ансамбли «Эльвель», «Факел», «Энер», «Нулгур», «Ангт» и многие другие применяют в своем творчестве художественные открытия А.В. Гиля, его опыт по использованию песенно-танцевального фольклора народов Севера в создании сценических постановок.

В 80-е годы ХХ века Александр Гиль ощутил потребность расширения творческого диапазона «Мэнго». Изучив фольклор и сценическую культуру народов соседних с Камчаткой регионов, хореограф стал мечтать о создании объединенного творческого коллектива, в котором искусство аборигенов Камчатки, Чукотки, Якутии, Сахалина предстало бы во всей красе и многообразии. Но планам не суждено было сбыться – 7 июля 1988 года А.В. Гиль, отдавший ансамблю «Мэнго» 23 года своей жизни, трагически погиб в родном селе на Украине…

Именем Гиля названа одна из улиц окружного центра, ему присвоено звание «Почетный гражданин Паланы», «Почетный гражданин Петропавловска-Камчатского», «Почетный житель Камчатского края». В 1990 году Фонд компенсации (в пользу народов Севера) учредил ежегодную сценическую премию имени Александра Гиля.

18 марта ему исполнилось бы 80 лет…