Мне хочется рассказать о человеке, который ушел от нас почти тридцать пять лет назад, однако его жизнь, неразрывно связанная с Севером, с Паланой, продолжается – в его картинах, скульптурах, в его монументальных работах на зданиях окружного центра, в его друзьях, в творчестве любимой жены. Возможно ли представить Александра Пироженко девяностолетним? Вряд ли это был бы убеленный сединами старец, коротающий свои дни у камина с рассказами о былых днях. Наверное, и сегодня он мчался бы по искрящейся снегом тундре на собачьей упряжке, встречал рассвет на пороге своей «хатки» на Анадырке, а вечерами работал в мастерской, спеша подарить миру красоту корякской земли. Ах, это предательское сердце, которое тоже спешило жить и любить! Как не вовремя ты остановилось…
Саша Пироженко родился 6 августа 1932 года в Днепропетровске. Его родители никак не были связаны с искусством: отец – рабочий, мать – воспитатель детского сада. Во время войны, спасаясь от фашистов, эвакуировались в Саратов, потом вернулись. Саша закончил школу и поступил в художественное училище, где познакомился с изумительной красавицей с черными косами и дивными глазами. Вика, Виктория Крупина стала его музой и спутницей жизни, соавтором и другом. Редко, очень редко судьба дарит людям такое счастье – прожить тридцать с лишним лет как один день, пройти рука об руку всеми дорогами, которые ведут нас вперед, делясь друг с другом самыми сокровенными мыслями и мечтами. «Пироги», как звали их все окружающие, получили этот подарок и сполна им воспользовались. Вместе они стали профессиональными художниками, после училища и художественного института вместе работали в художественных мастерских Художественного фонда Украинской ССР. С первыми работами и выставками пришел успех – монументальные скульптурные композиции Александра Пироженко, посвященные украинским революционерам и партизанам, украшали улицы города Ровно. Другие бы на месте Саши и Вики довольствовались надежным заработком, растущим признанием, но не такими уродились на свет неугомонные «Пироги» — регулярно выезжая в художественные экспедиции по стране, они с восторгом открывали для себя слепящее солнце и белоснежные горы Средней Азии, густые леса и быстрые реки Карпат, медовое разнотравье Владимирщины, суровый простор Белого моря. И опять беспокойное сердце звало в дорогу, так в середине 60-х Александр и Виктория оказались на Дальнем Востоке. Два раза они пытались уехать с Камчатки, оставляя здесь новых друзей и ставшие уже привычными тундровые тропы. Успели поработать с Александром Гилем над эскизами костюмов для первых постановок «Мэнго», съездить с участниками этнографической экспедиции в самый северный район Камчатки, Пенжинский, попав в первозданный мир аборигенов Севера, живущих по законам предков. И вернулись опять, променяв теплые края на сопки и студеное море.
Как по-хорошему я завидую тем, кто жил в Палане в 70-80-е годы! Центр Корякии был в то время сосредоточием всего самого передового и интересного: здесь работало окружное радио и большая типография, в единой творческой связке «варились» специалисты окружного Дома культуры, научно-методического центра, школы искусств, краеведческого музея, «Мэнго». По заснеженным поселковым улицам ходили те, чьи имена сегодня стали легендой камчатской культуры – Поротов, Гиль, Коянто, Тебиев, Санакоев, Лукашкина, Запороцкий, Долгов, Заев, Кевевтегин. В маленьком деревянном домике в центре Паланы у «Пирогов» на печке круглыми сутками кипел чайник, до утра велись разговоры с друзьями, такими же «повернутыми» на Севере. И здесь же рождались картины и скульптуры, ставшие воплощением гимна человеку и природе далекого края. «Йомек Кававович», «Дедушка Кечгинайнав», «Оленевод», «Северянин», «Чукча Нупеуге», «Пурга», «Охотники за нерпой», «Дети тундры», «Портрет охотника» — названия работ Александра Пироженко четко очерчивают круг его интересов. Впрочем, не менее впечатляющи и его произведения, посвященные истории полуострова – скульптуры Семена Дежнева, Георга Стеллера, Витуса Беринга при желании могли бы стать визитной карточкой Камчатки. Вместе с женой они создали несколько диорам (музейных экспозиций, соединяющих живописное полотно со скульптурными миниатюрами), рассказывающих об истории и этнографии Корякского округа. Для украшения строящегося родного поселка выполнили декоративные панно, и поныне украшающие здания детского сада и почты, рельефы для зданий окружного исполкома и управления внутренних дел, роспись детского интерната. В 1977 году Александр Иванович Пироженко стал членом Союза художников СССР.
В нескольких километрах от Паланы, в долине реки Анадырки стоит небольшой дом с непривычно широкими для Севера окнами – это и есть «Пироженковская хата», место, знакомое всем паланцам и лесновцам. Здесь художники проводили дни и ночи, впитывая в себя рассветы и закаты, долгие туманы, осенний дождь, стучащий по листьям рябины, теплый огонь очага, веселый лай верных собачек. Здесь под кряжистым камчатским деревом стоит простой деревянный крест, обозначающий место, где похоронен Александр Пироженко. Но это лишь знак, символ, а сам он до сих пор спешит навстречу солнцу, встающему над сияющей тундрой, и под полозьями нарты скрипит прихваченный морозом снег. Там, впереди, еще целая жизнь…