ДРЕВНИЙ ПРАЗДНИК НАШИХ ДНЕЙ

Выпал в тундре первый, еще непрочный снег, задули холодные северные ветры, поплыла шуга по реке, а значит,  пришло на нашу землю время традиционного праздника «Хололо». Сплелись в нем воедино древние обряды и поверья, и праздничное гуляние по поводу окончания осеннего промысла, и семейные традиции, присущие каждому роду.

Как давно появился этот праздник, не знает никто. Первые письменные упоминания о нем мы встречаем в записках Г. Стеллера, затем подробное описание дается в трудах этнографа В. Иохельсона, работавшего на севере Камчатки в  начале XX века. К сожалению, часть его исследовательских записей, касающаяся духовной культуры коряков и их обрядов, до сих пор не переведена на русский язык, и доступна лишь в англоязычном варианте. После прихода Советской власти началось активное освоение Севера,  вместе с ним происходили значительные перемены и в традиционной жизни коренных народов. Известные этнографы И.В. Вдовин, В.Н. Малюкович, В.В. Горбачева отмечают в своих работах, что обрядовые праздники как оседлых, так и кочевых коряков за несколько десятилетий претерпели существенные изменения. Ученые говорят о том, что из традиционных праздников ушла сакральность, отвечавшая за общение с верхним и нижним миром духов, управлявших, по поверьям, жизнью людей. При соблюдении внешних церемониальных ритуалов, их порядка, исчезла глубинная вера в зависимость каждого поступка от потусторонних сил.

В чем же основной смысл одного из главных корякских праздников, ставшего сегодня символом Камчатского края и вошедшего в календарь его официальных ежегодных мероприятий? Изначально это долгое, продолжительностью до полутора месяцев празднование удачного сезона охоты на морского зверя. Начиналось оно с первыми морозами, которые могли сковать морскую  и речную воду и поэтому душам убитых нерп и моржей нужно было успеть вернуться в родную стихию, чтобы в следующем году опять приплыть к знакомым берегам. Души эти нужно было всячески отблагодарить и задобрить, чтобы они не обиделись на охотников. Поскольку охотников в селе было несколько, то и обряд проходил по очереди в нескольких домах. Благодаря подробным описаниям наших этнографов, мы можем восстановить порядок праздника таким, каким он был сто лет назад. Вначале готовились ритуальные блюда, главным из которых, несомненно, была толкуша – смесь топленого нерпичьего жира, сушеной икры, клубней сараны, иван-чая, ягод шикши. Смесь готовилась долго и тщательно, иначе, как считали старики, «люди будут весь год болеть». Гости, приходящие в жилище охотника, получали пучки священной травы лаутэн, которые были своеобразным пропуском. Гости-мужчины изображали символическую борьбу с хозяином дома, затем в дело вступали бубны и все, кто был в доме, пускались в пляс, исполняя родовые песни. В качестве жертвоприношения в огне сжигали символические чучела животных. В течение долгих часов гости и хозяева перетягивали ольховые ветки и вносили их в дом, поливали водой «нерп», проводили обрядовую игру «Тэллытэл»: из цельного куска древесины выстругивался сам Тэллытэл, в нем проделывались отверстия, в которые продевались кожаные  лахтачьи ремни, один конец которых закреплялся за столб жилища. Мужчины садились на землю и тянули на себя ремни, вращая Тэллытэл. Через какое-то время ремни перетирались и лопались на куски, символизирующие нерп, их брали себе гости для будущей удачной охоты. Сегодня в процессе праздника практически нигде не проводится ритуал пробивания копьем шкур животных, хотя раньше он был обязательной частью «Хололо». Зато и в Лесной, и в Карагинском районе остались такие атрибуты, как разбрасывание шишек и ягод гостям, танец с калаками, «неожиданный» приход в гости ряженых с масками (уляу), танцы вокруг березы (Дерева удачи). Завершался «Хололо» тем, что все принадлежности праздника уносили в тундру, беря с собой толкушу, кормили ею деревянных человечков (таликамак), ели сами. Гости обязательно брали часть толкуши с собой и уносили домой.

В наши дни «Хололо» (или «Ололо» по-лесновски) празднуется, как правило, в течение одного дня и участие в нем принимают все жители села. А в интерпретации камчатских учреждений культуры древний обрядовый праздник и вовсе приобрел характер массового народного гуляния по типу  русской «Масленицы» — с выступлением самодеятельных и профессиональных фольклорных коллективов, спортивными соревнованиями, конкурсами и приветственными речами. Однако от этого он не стал менее любимым нашим народом, ведь «Хололо» — это радость, это пожелание удачи и счастья для всех!