КАЖДЫЙ ГОД МЫ ЖДЕМ НА ПРАЗДНИК «АЛХАЛАЛАЛАЙ»

«О праздниках и наблюдаемых при том церемониях» — так называется глава из фундаментального труда Степана Петровича Крашенинникова, рассказывающая об «Алхалалалае», древнем и вместе с тем новом празднике ительменского народа.

Почти триста лет назад ученый написал: «…опишу я все обряды их с начала до конца праздника обстоятельно…для того, чтоб не погибла память толикого их заблуждения, ибо ныне все оные языческие обряды оставлены и через несколько лет совершенному предадутся забвению». К счастью, его опасения не подтвердились, и сегодня «Алхалалалай» празднуют не только ительмены в местах традиционного проживания, его отмечает вся Камчатка – он вошел в перечень государственных праздников Камчатского края. Хотя нужно признать, что в течение нескольких десятилетий ХХ века ительменское обрядовое действие находилось под неофициальным запретом, и никому в голову не приходило отмечать его с большим размахом.

Возрождение «Алхалалалая» произошло в самом конце 80-х годов прошлого столетия по инициативе видных деятелей ительменской культуры Бориса Жиркова, Татьяны Гуторовой, Клавдии Халоймовой. Уже в ноябре 1988 года состоялось первое празднование в национальном селе Ковран. Замечу, что изначально праздник проходил именно в ноябре, так же, как и корякское «Хололо» — все они призваны не только отдать дань благодарения природе, богам за их дары: оленей, рыбу, морского зверя и птицу, ягоды и грибы, позволяющие жить северным народам на своей земле, но и очиститься от многочисленных грехов, совершенных людьми за год. Но уже в 1989 году ковранский «Алхалалалай» был проведен в более благоприятных погодных условиях, в конце сентября. Энтузиаст возрождения национальной культуры древнего камчатского народа Олег Запороцкий привез туда первых туристов, для которых все происходящее было неимоверной экзотикой. Я была в то время в командировке с проверкой ковранской библиотеки, и вместе с коллегой, Галиной Валентиновной Овчинниковой, мы стали активными участниками всех обрядов, наслаждаясь зажигательными танцами артистов ансамбля «Эльвель»  и многочисленными угощениями.

В этом году исполнилось тридцать пять лет возрожденному празднику. В течение сентября-октября «Алхалалалай» проводится в Ковране и Елизово, на этностойбищах «Пимчах» и «Аушин» силами нескольких общественных организаций и родовых общин. За эти годы сформировалась основная программа: обряды очищения и благодарения, концертные выступления фольклорных коллективов, угощение национальными блюдами, проведение конкурсов «Мимсх» (лучшая хозяйка) и танцевальный марафон, длящийся несколько часов. Этнографы, описывающие праздник, отмечают, что все обряды насыщены действиями, повторяющимися неоднократно – это «метение», «закапывание», «обвивание предметов тоншичем или сладкой травой», бросание в огонь предметов. Очень важное значение в обряде очищения от грехов играет береза. С.П. Крашенинников записал подробности этого очищения. Прутья березовые были приготовлены по числу семей, а глава семьи, сделав из них кольцо, накладывал его на каждого «с головы до ног», а те, кто очищался, «обертывались кругом». Магические свойства березы участники ритуала усиливали тем, что, как и божков-хантаев, обливали ее рыбным бульоном, а рыбу съедали сами. При этом поедание – своеобразное задабривание рыбы, так как ее «смерть» становится одновременно шагом к возрождению.

Согласно подробным записям С.П. Крашенинникова мы знаем, что праздник продолжался не менее двух дней, наполненных многочисленными ритуалами и действиями, в которых принимали участие все жители селения от грудных младенцев до древних стариков и старух. Так было триста лет назад. Но и сегодня ительмены, как и все коренные народы Камчатки, верят в то, что несоблюдение законов предков нарушает естественный ход жизни. И поэтому, участвуя в праздничных обрядах, ритуалах очищения, задабривания богов, поклонения природе считают, что это способствует восстановлению порядка, нарушенного хозяйственной деятельностью человека.