ЛЮДИ СКАЗОЧНОЙ КАМЧАТКИ

Сегодня мы все реже вспоминаем имена тех, кто стоял «у истоков». Гордясь всемирно известными хореографическими и фольклорными ансамблями, музыкальным и поэтическим творчеством наших земляков, мы говорим о героях сегодняшнего дня, признанных мэтрах и молодых артистах, начинающих литераторах. И только изредка упоминаются первые писатели, первые самодеятельные хореографы и фольклористы, музыканты, подбиравшие корякские и ительменские напевы на баяне и мандолине.

В феврале этого года мы отмечаем две славные даты – 85-летие музыканта и фольклориста Алексея Лахтоя и 105-летие хореографа, писателя, хранителя традиций народов Севера Татьяны Лукашкиной. Их объединяет не только место и время работы – Корякский округ, 1950-1960-е годы, но и бережное отношение к народной культуре, стремление сделать ее достоянием как можно большего числа людей.

Татьяна Петровна Лукашкина (Слободчикова) – уроженка щедрой тигильской земли. Отец, ительмен, зимой охотился, а летом рыбачил. Этим и жила семья, в которой было пятеро детей. После смерти матери и ареста отца воспитание детей взяла на себя бабушка, которая, несмотря на слепоту, строго следила за чистотой в доме, за тем, чтобы дети всегда были при деле.

После окончания начальной школы в родном Сопочном Таня уехала в Тигиль – учиться дальше. Отличницу, активистку в 16 лет отправили в далекий Ленинград, учиться в новом Институте народов Севера. Жили студенты на полном государственном обеспечении. Все северяне были очень дружны между собой, вместе готовились к занятиям, ездили на экскурсии, участвовали в соревнованиях. В те годы в институте педагогом Т.Ф. Петровой-Бытовой был создан хореографический ансамбль «Северное сияние» (который, кстати, действует до сих пор). Яркая и пластичная ительменка Таня стала исполнительницей корякских, чукотских и эвенских танцев, как губка впитывая все лучшее, что открывалось в традициях других народов. В составе творческой делегации Ленинграда в 1937 году она попала в Москву на съезд женщин-стахановок, где состоялась памятная встреча с Н.К. Крупской, которая дала ей наказ учиться, чтобы увезти на Север как можно больше новых знаний.

В 1938 году Татьяна Слободчикова вернулась на Камчатку, стала работать учителем в маленьком селе Апука. Поначалу часто плакала: дети не понимали ни русского, ни ительменского, как учить? Стала сама учить корякский. Молодая учительница учила не только грамоте, но и песням, танцам, старалась познакомить не только с корякскими, но и узбекскими, чукотскими, эскимосскими танцами. Вечерами мастерила костюмы. Юные артисты на собачках, оленях и катерах добирались до самых далеких участков, выступали в рыболовецких артелях, на культбазе.

В 1942 году Татьяна Петровна переезжает в Тиличики, а затем в Палану. Работает учителем, заведующей первым в Окроно детским садом, растит пятерых детей, выполняет обязанности члена окружкома КПСС. В то время вся Камчатка помогала фронту. Вся тяжесть легла на женские плечи: ремонтировали школу, красили мебель, ходили на воскресники, собирали и шили одежду для воинов, сдавала облигации  в фонд обороны. Такой и запомнилась Татьяне Петровне юность: беспокойной, не очень устроенной, но прекрасной. Она была заводилой всех интересных дел: организовывала учителей на проведения тематических вечеров в школе, в Доме культуры.

В Палане она занималась с коллективами художественной самодеятельности, создавая танцы, построенные на основе трудовых процессов, жизненных наблюдений с использованием национальной хореографии: «Мастерицы», «В табуне», «Нерпы», «Олень и олененок». 1 января 1957 года,  нарядившись «оленеводом», она впервые вынесла на суд зрителей сочинённую ею песню «Веселый пастух». За создание и исполнение веселой песни Татьяна Петровна была награждена настенными часами. Позднее Г.Г. Поротов обработал эту песню, добавил припев, а областной Дом народного творчества издал её.  Сегодня песня вошла в золотой фонд репертуара художественной самодеятельности Корякского округа.

Планомерная работа по выявлению и подготовке национальных самодеятельных певцов, танцоров, музыкантов, проводимая Т.П.Лукашкиной, энергичная поддержка национального творческого коллектива  культработниками и писателями  Г.Поротовым и В.Косыгиным, профессиональная помощь со стороны Т.Ф.Петровой-Бытовой, приезжавшей в Палану, предопределили рождение первого корякского ансамбля.

В 1965 году с созданным в Палане корякским ансамблем народных песен и танцев  Татьяна Петровна едет в Москву на Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности в качестве руководителя.  Об этом снят фильм «Мы были в Москве». Ансамбль стал лауреатом смотра, там же его выступление увидел молодой хореограф Александр Гиль, который спустя несколько месяцев приедет в Палану, очарованный искусством северян. Так появилось наше любимое «Мэнго».

За вклад в дело развития национальной художественной самодеятельности было присвоено Татьяне Петровне звание Заслуженного работника культуры РСФСР. С 1972 года Т.П.Лукашкина работала в качестве методиста по работе с детьми в РДК с. Тиличики. Руководила  ансамблем «Молодость».  Обучала детей мастерству танца, открывала перед ними чарующий мир музыки.  Участники ансамбля – дети охотников и оленеводов, пластичные от природы,  объездили оленеводческие звенья, колхозы, совхозы, рыбозаводы, погранзаставы.

Хранительница фольклора, истории северных народов всю свою жизнь Татьяна Петровна бережно записывала и обрабатывала древние легенды, песни и сказки северян. Ее перу принадлежат сказки народов Севера, небольшие рассказы, собранные в сборнике «Сказки бабушки Петровны».

Татьяна Петровна помнила и ценила каждую встречу с людьми, которые сохраняли национальную культуру. В числе ее соратников был и Алексей Лахтой, Оккеля, как звали его земляки.

В марте 1949 года Камчатский облисполком принял решение об организации «комплексных передвижных красных яранг в Чукотском и Корякском национальных округах…». Деятельность этих передвижных клубов для обслуживания оленеводов была разнообразной: здесь демонстрировали кинофильмы и оказывали медицинскую помощь, занимались ликвидацией неграмотности, вели пропаганду передового опыта. В числе первых «краснояранговцев» был и Алексей Лахтой. К сожалению, об этом человеке, рано ушедшем из жизни, осталось очень мало информации. Но как интересно и тепло пишут о нем Георгий Поротов и Владимир Косыгин (Коянто) в своей книге «Дарю тебе песню»! «Алексей вырос в тундре, исходил ее из края в край. У Алексея есть дед. Он уже старый, очень старый. И вот внук везет ему подарок – пареньский нож и копье…Лахтой запел песню деда. Она, эта песня, нам знакома. Как-то в отрогах Срединного хребта Оккеля взял бубен и сделал по нему первые, частые удары. Люди насторожились, а потом…потом они вместе с его песней кочевали по тундре.

Таков Алексей Лахтой – Оккеля – человек из сказки, танцор и певец корякской тундры, сын оленевода…Нам очень памятен тот день на Всероссийском смотре художественной самодеятельности в 1965 году, когда Алексею за мастерское исполнение сказок было присвоено звание лауреата. Тундра оживала в его пантомиме, голосе, песне. Он читал сказки на родном языке, и все понимали их без перевода.

Оккеля много лет работал в тундре. Он – заведующий ярангой. Затем – инструктор райкома комсомола. С песней, сказками и плясками, с интересными беседами он ездит на собачках, летает на вертолете по стойбищам своих земляков. Люди Алнея зовут Алексея братом, в стране Кутхи Оккелю называют родником. Коряки говорят ласково – Мучгин Оккеля».

Вот уже несколько десятилетий живут среди нашего народа танцы, придуманные Татьяной Лукашкиной – плывут по российским просторам белоснежные камчатские «Чайки», живут сказки и песни, созданные Алексеем Лахтоем…

Наша Камчатка богатая:

В тундрах пасутся стада,

С трюмами, полными рыбой,

С моря приходят суда.

Наша Камчатка красивая

В зареве первых лучей:

Белые шапки вулканов,

Рокот горячих ключей.

Чайки и песня веселые

Кружатся над головой.

Здравствуй, утро камчатское.

Здравствуй, наш день трудовой.

                                               (русский перевод песни А. Лахтоя «Мучгин Камчатка»)

Среди участников — Т. Лукашкина, А. Лахтой, В. Косыгин