МЕЛЬГИТАНЕ КОРЯКСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Нынешнее поколение молодых, пожалуй, не сразу поймет, о ком идет речь. В разное время это слово имело разное значение: впервые появившиеся на севере полуострова русские воины-казаки обладали более светлой кожей, чем аборигены, поэтому и назвали их «мелгытанно»- «белые люди». Позднее, после появления селений, развития торговли, строительства крепостей и церквей, мельгитанами стали звать купцов, священников, приказчиков, воевод – тех, кто пришел на эту землю со своими целями, порой совсем не гуманными. В середине ХХ века это слово приобрело несколько уничижительный оттенок – ведь именно тогда на Камчатку ехали не «за туманом и за запахом тайги», а за большими деньгами, которые простым оленеводам и не снились.

И все же рискну утверждать, что есть еще один смысл у этого избитого временем слова. Мельгитане – люди, которые приехали на Север ОТДАВАТЬ: учить, лечить, строить, учиться самим. К ним я могу отнести и  святителя Иннокентия (Вениаминова), и этнографа В. Иохельсона, и лингвиста С. Стебницкого. В 20-30-е годы прошлого столетия молодая Корякия приняла тысячи именно таких мельгитан, которые вместе с коренными жителями строили новую жизнь, создавали новую культуру. Библиотекари, ликвидаторы неграмотности, культпросветчики, музейщики вместе с местными жителями селились в землянках и бараках, ели соленку, выходили на субботники и своими руками, своими сердцами открывали северянам великий и прекрасный мир культуры и искусства, при этом с таким же энтузиазмом впитывая обычаи и духовность коряков, ительменов, чукчей, эвенов. Все это уже через несколько лет привело к появлению  первых корякских писателей, художников, скульпторов, первый национальный ансамбль из числа студентов-северян выступил в Москве в 1936 году.

Вспомним сегодня несколько имен подвижников-мельгитан, чьей судьбой стал наш округ. С фотографии смотрит на меня красивая статная женщина с пышной прической и глубокими глазами. Это ученица легендарной Айседоры Дункан, хореограф Татьяна Петрова-Бытова. Впервые увидев смуглых и раскосых девушек и парней в Институте народов Севера в 1934 году, она была поражена пластикой и необычностью их движений, завораживающим рисунком нехитрых танцев. Север стал ее любовью и судьбой – свою работу она посвятила хореографическому творчеству коренных народов Севера и Дальнего Востока. Объездив множество городов и сел, где были самодеятельные коллективы и артисты, она стала родоначальником нового направления российской культуры – северной хореографии. Татьяна Федоровна несколько десятилетий работала преподавателем факультета народов Севера Педагогического университета имени Герцена, написала несколько учебников и методических пособий по национальной хореографии. Создав уникальный ансамбль «Северное сияние» из студентов-северян, она объездила с ним всю Россию и Европу. Татьяна Петрова-Бытова стояла у истоков ансамблей, ставших визитной карточкой нашего Севера – «Мэнго», «Эргырон», Государственный ансамбль танца ЯкутииСтавили свои танцы, опираясь на ее опыт и поддержку.

В 1957 году, после долгого плавания по волнам холодного Берингова моря, высадилась на олюторский берег худенькая девушка  с ямочками на щеках. С фанерным чемоданчиком в руках, в тоненьких ботиках и плисовом жакете, она приехала в маленькую Олюторку – поднимать библиотеку. Так Фая Круглова связала свою жизнь с Корякией. Здесь она встретила своего пылкого романтика Коянто, здесь родились ее дети, пошедшие по стопам родителей. Придя в 1964 году в паланскую библиотеку, она и представить себе не могла, что проработает в ней более полувека, занимаясь краеведением. Звучит скучно и непонятно, но именно Фаина Николаевна Косыгина вернула из небытия имена Кецая Кеккетына и Ивана Баранникова, организовала краеведческие чтения, посвященные исследователям нашего края С.П. Крашенинникову и С.Н. Стебницкому, инициировала проведение крупномасштабных литературных мероприятий, посвященных писателям-северянам, переиздание их произведений. Заслуженный работник культуры РФ, лауреат премий им. С.П. Крашенинникова и С. Н. Стебницкого, библиотечной премии им. Т. Куркан, она до последнего дня работала с архивами краеведческих документов по истории Корякского округа, не мысля себя без этой земли.

Разве можно забыть восторг, возникающий при виде девушек-чаек, с пронзительными криками летящих над сценой?   Этот танец покорил не только искушенных зрителей Всесоюзного смотра художественной самодеятельности в Москве, но и молодого хореографа, приехавшего в столицу с целины. Невысокий паренек с большими глазами, Саша Гиль и представить не мог, что существует на свете такое чудо, повеявшее на него холодными ветрами тундры. Прошло несколько месяцев, и вот уже входит в двери Окружного Дома культуры новый художественный руководитель. С того легендарного дня прошло почти шестьдесят лет. Сегодня «Мэнго» — краса и гордость не только Камчатского края, но и всей России. Ансамбль из самодеятельного перешел в статус профессионального, получив звание «Академического» — самого высокого для хореографических коллективов. Трагически ушел из жизни мельгитанин Александр Гиль, оставив после себя яркие постановки, воспитав целую плеяду артистов и хореографов, подарив нашей культуре «Мэнго».

В начале шестидесятых приехала в Палану выпускница музыкального училища Галя, Галинка. Тоненькая девчушка с пепельными косами и яркими голубыми глазами так лихо управлялась с баяном и гармошкой, что безоговорочно покорила сердца паланцев. Везде успевала Галина Пивнева – и детей учить музыкальной грамоте, и аккомпанировать самодеятельным артистам в клубе, и с мужем и маленьким сыном ездить на рыбалку и охоту. Под звонкие трели пивневского баяна  росла паланская детвора, распевая песни про доблестную Красную Армию и родные края, про Крокодила Гену и улыбку. Благодаря ее сочинительскому дару свой гимн появился у Паланской средней школы. А разве можно было представить себе вечера в библиотеке или встречи любимых «Чакоков» без песен о Камчатке, которых Галина Ивановна знала великое множество! До сих пор хранятся у нас ее «подсказки» — тексты «Корякской земли», «Вывенки», «Уток», написанные бисерным почерком на плотных листах бумаги, которые она раздавала всем присутствующим. Ее ласковая улыбка угасла всего неделю назад, но в памяти земляков Галина Ивановна останется надолго.

Подвижники-мельгитане открывали для себя нашу землю. Но и в ответ они открывали ее для всего остального мира. Пятьдесят лет назад, в 1972 году в Корякию приехал белорусский музыкант Александр Ключников, работать преподавателем в окружной школе искусств. Красота Севера пленила его, поменяв все планы. Стремясь запечатлеть ее на пленке сначала для себя, а потом и для всех окружающих, Александр Владимирович стал профессиональным фотографом, публикуя свои работы в центральных газетах и журналах, устраивая выставки в Москве и за рубежом. Героями его произведений (а иначе их не назовешь) стали оленеводы пенжинской тундры, мастера декоративно-прикладного искусства из Хаилино и Ачайваяма, рыбаки Караги и Усть-Хайрюзово, артисты «Мэнго», «Вэема», «Эльвеля», «Факела». Стремясь сделать свои работы достовернее, он увлекся этнографией, в результате чего на свет появились методические материалы для школ округа, посвященные творчеству коренных народов Камчатки. Он умел восхищаться миром, который подарил ему Корякский округ. Он умел сделать так, чтобы этим миром восхищались все, кто видел его фотографии.

Если бы можно было создать галерею мельгитан корякской культуры, она заняла бы большой зал, где рядом с героями моего рассказа были бы все те, о ком еще предстоит вспомнить:  учитель музыки Тамара Борисовна Лонгинова, директор окружной библиотеки Лидия Федосьевна Шумакова, детский библиотекарь Светлана Михайловна Даневич, хореограф Латипа Беккерова, создатель окружного краеведческого музея Юрий Вячеславович Баженов и продолжатель его дела Татьяна Васильевна Волкова, воссоздавшая музей из руин в начале 2000-х годов, музыкант Федор Федорович Миллер, хореограф Эльза Карловна Цельдом, Ромуальд Михайлович Жуков и Марк Арнольдович Нюмен, поддержавшие «Мэнго» после Гиля, культработник Наталья Александровна Шабалина, бессменный руководитель любительского объединения «Чакоки». За ними я вижу лица тех, кто все эти годы работал в библиотеках и клубах, музеях и агитбригадах, тех, кто приехал когда-то на Север и остался здесь, чтобы жил и расцветал наш край, чтобы гремели праздники, чтобы пели и плясали наши земляки, чтобы хранили память о наших народах.