МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ГРАМОТНОСТИ

«Мама мыла раму…» — водя пальцем по строчкам, читали мы в «Букваре». А потом, чуть позже, овладев волшебным даром чтения, открывали для себя мир сказок и приключений, плакали над судьбой Белого Бима, вместе с героями Стивенсона искали несметные сокровища, проживали каждый трагический день войны с книгой «А зори здесь тихие…». Несколько тысяч лет назад человечество придумало буквы и знаки, которыми можно описать все, что было до тебя и будет после.

Однако все эти долгие годы умение читать и писать почти всегда было уделом немногих, чаще всего это были жрецы, монахи или ученые. Даже короли иногда с трудом подписывали указы и эдикты, не желая напрягать свой царственный ум изучением букв. И только сто лет назад картина изменилась коренным образом – сначала в СССР, а затем и в других странах началось всеобщее обучение грамоте. Ведь, согласитесь, невозможно строить заводы, прокладывать новые дороги, лечить людей, если ты не можешь понять чертеж или написать простейший рецепт. Время не стоит на месте, и сегодня человек, не умеющий читать  и писать, обречен влачить жалкое существование. К сожалению, на Земле еще существуют страны, где население не имеет возможности учиться – их жители с детства вынуждены заниматься тяжелым трудом, чтобы добыть средства к существованию. Согласно данным ЮНЕСКО, в мире насчитывается около 773 миллионов безграмотных. Шестеро из десяти молодых людей не обладают элементарными навыками чтения и письма, а это значит, что для них закрыта дальнейшая дорога к получению нормального образования, достойной работы и зарплаты. Прямое следствие такой политики – упадок  экономики, отставание стран с преобладанием неграмотного населения от мировых тенденций развития.

В 1966 году ЮНЕСКО, по рекомендации  «Всемирной конференции министров образования по ликвидации неграмотности», учредил Международный день грамотности,  с целью напомнить о важности образования в жизни людей и общества и о необходимости укрепления усилий по его распространению. 55 лет назад была разработана  и принята программа распространения грамотности, которая, при поддержке благотворительных организаций, правительств разных стран предусматривает меры по открытию школ и курсов по обучению грамоте, изданию учебников и пособий. Очень важным является вопрос подготовки квалифицированных преподавателей из числа местных жителей, владеющих языком коренного населения. Вспомним, как тяжело проходили первые месяцы работы русских просветителей (например, С. Стебницкого), приезжавших работать на Север. Настоящее, эффективное обучение коряков, чукчей, ительменов начиналось тогда, когда сам учитель овладевал языком аборигенов и был способен объяснить, как с помощью непонятных закорючек рассказать о празднике, об удачной охоте, о том, как будут жить дальше оленеводы и рыбаки, какие красивые села вырастут в тундре, как облегчит жизнь северян мощная техника, современный транспорт, о том, как перестанут болеть старики и дети, какие прекрасные инженеры, врачи и писатели получатся из маленьких Кававов и Анялю, не знавших до этого об огромном мире, лежащем за хребтами и морями.

Больше ста лет прошло с тех пор, как наша страна сделала всеобщую грамотность приоритетом своей политики. Сегодня все дети обязаны получить базовое образование, и это не только элементарные навыки чтения и письма. Мировая история и культура, география, физика, биология, химия, иностранный язык, информатика  – это лишь небольшая часть того, чем овладевает современный школьник за несколько лет. Обладая таким внушительным багажом, он может сам делать выбор: становится квалифицированным рабочим или специалистом с высшим образованием, творческим работником или аграрием.

Нужно отметить, что значительные коррективы в традиционный процесс образования внесла цифровизация, которая проникла сегодня во все сферы человеческой жизни. Жители самых отдаленных населенных пунктов ежедневно связываются с «большой землей» при помощи Интернета и мобильной связи, оплачивают товары в магазине пластиковой картой, получают услуги и высшее образование через компьютер. Социологи, отмечая значительный рост цифровой грамотности, с тревогой констатируют – растет и расслоение населения Земли по возможности доступа к этим ресурсам.

А педагоги, в свою очередь, бьют в набат, отмечая, что современные дети, с головой погрузившись в гаджеты, теряют навыки социализации, навыки элементарного общения и, как это ни парадоксально, навыки грамотной речи. Кстати, это относится и к взрослой части населения. Для этого даже не нужно открывать социальные сети и мессенджеры, где давно уже процветает свой специфический «суржик». Оставшиеся в живых журналы и газеты каждый день с наглядностью демонстрируют упадок уровня грамотности даже в среде журналистов. Сегодня уже никому не режет глаз повсеместно встречающийся «ранеННый боец», «крайняя встреча» (в контексте – последняя), «накачЕнный атлет»… День грамотности – еще один повод задуматься о том, что ждет наш поистине великий язык, какими книгами будут зачитываться будущие поколения. Не превратимся ли мы в существа, которым для общения нужны будут лишь пальцы, чтобы тыкать в нужные кнопки?