НАСТОЯЩЕЕ ЗОЛОТО РОДНОЙ ЗЕМЛИ

«У Петровича – юбилей» — услышала я. Прозвучало буднично и совсем ничего не говорило о том, что намечается большой пафосный праздник с салютами и скучными официальными речами. Да и сам юбиляр почти не задумывается о своем возрасте. 60? Толику? Да нет, это какая-то ошибка. Разве может быть уже целых шестьдесят лет этому вечно спешащему куда-то человеку с внимательным взглядом? Встречая Анатолия Солодякова с учениками, отмечаешь, что он практическим ничем от них не отличается, разве что вихор на голове поседел…

Наш разговор в преддверии юбилея предполагал обстоятельный рассказ о жизненном пути, о наставниках и творческих достижениях. На самом деле мы больше часа говорили о красоте окружающего мира, о том, как сердце  ведет человека  по жизни именно туда, где он сейчас нужен и важен.

Конечно, начало всему – в тундре, такой знакомой и родной. Вместе с многочисленной родней, родителями: мамой Еленой Никифоровной и папой Петром Андреевичем, дедушкой Пенелкутом, дядей Ютты маленький Толя кочевал в окрестностях Паланы и Лесной. Сотни дорог и тропинок были исхожены, избеганы ногами непоседы Толика, пока взрослые работали в табуне. Предоставленный большую часть суток сам себе, смуглый мальчонка рос настоящим наблюдателем, подмечая краски неба и листвы, морских волн и ягодных россыпей. Первые уроки отношения к окружающему миру  давали дедушка и дядя, которые учили бережно относиться ко всему живому. Тетя, Татьяна Ильинична Уркачан, привезла в табун толстый альбом и набор цветных карандашей, как бы предопределив жизненный путь племянника.

Тем временем сын оленевода, согласно законам советского времени, не мог расти вольным неучем, поэтому и шел Толя Солодяков по жизни вместе со своими сверстниками по предначертанной дороге – вначале санаторный детский сад, где малыша учили первым русским словам, потом – интернат на долгие десять лет. Тогда, в конце 70-х годов, многие тундровые дети ломались, не сумев найти для себя «золотую середину» между казенными порядками, царившими в интернате, и жизнью своих предков, которая предполагала совсем другую дисциплину и отношение к жизни. Однако Толик выстоял, сохранил свою целостность, может быть, благодаря тому, что каникулы все равно проходили в табуне, может быть, благодаря учителям, которые поддерживали его интересы и увлечения. С особой теплотой Анатолий вспоминает Нину Ивановну Однолько и Валерия Васильевича Дормидонтова. А еще – библиотеку в старом Доме культуры на втором этаже, которая дарила ему огромный мир истории, географии, искусства.

Как ни странно, но всем азам художественного ремесла Толя Солодяков учился сам. Вот так. Несмотря на то, что в Палане работала Школа искусств, где преподавали известные камчатские художники Валерий Запороцкий, Феликс Тебиев, он предпочитал самостоятельно постигать основы живописи и композиции. После окончания школы, не соблазнившись выгодной по тем временам специальностью, связанной с пушно-меховым промыслом, Толя решил поступать в Ленинград, на настоящего художника. Пять лет, проведенных в институте имени Герцена, он до сих пор вспоминает, как один из самых счастливых периодов своей жизни. Пять лет бесплатных походов в Эрмитаж, общения с радушными ленинградцами, пять лет жизни в одном из красивейших городов мира стали неоценимой опорой его творчества, вполне гармонично сочетающейся с корякскими его истоками.

И опять жизнь попыталась нести его по руслу, предначертанному типичному выпускнику типичного советского ВУЗа. Приехав вместе с первой женой и маленьким сыном в райцентр в Тюменской области, Толя, уже Анатолий Петрович устроился на работу сразу в несколько школ (нужно было кормить семью), учил ребятишек всему, что знал и умел сам. Сегодня некоторые из его учеников сами стали художниками, проводят свои персональные выставки в далекой Сибири. А Анатолий Солодяков, попробовав себя даже в роли местного начальника, ведающего льготами для КМНС, в один прекрасный день купил билет на самолет и прилетел в Палану.

Почти тридцать лет назад художник вернулся к своим корням. Вернулся туда, где его талант вошел в полную силу, где его ждали и поддерживали. Работа в Корякской школе искусств подарила ему счастье открывать таланты в детях своих земляков. Со своими юными воспитанниками преподаватель Анатолий Петрович Солодяков побывал даже в немецком Дрездене, где они вместе с такими же ребятами из других уголков России ходили во всемирно известные художественные галереи  и рисовали целыми днями. Окружной краеведческий музей стал местом, где Толя Солодяков   открыл для себя по-новому свою родину, изучая массу исторических документов и материалов. Там же, оформляя многочисленные экспозиции и выставки, он довел до совершенства навыки работы с деревом и камнем, мехом и костью.

Несколько лет назад Анатолия Солодякова  переманили в Центр детско-юношеского творчества «Школьные годы». Его руководители, бывшие «мэнговцы» Светлана Беляева и Сергей Кутынковав, давно мечтали создать для детей мастерскую, где ребята учились бы основам традиционных северных ремесел. Сегодня выросло уже целое поколение юных косторезов, резчиков по дереву, художников, рисующих на оленьих шкурах. Изделия учеников Анатолия Петровича участвуют в краевых и межрегиональных выставках, получая заслуженные дипломы.

Как всякому творческому человеку, художнику нужен крепкий и надежный тыл. В этом отношении Анатолию Солодякову можно только позавидовать – его просторная квартира, из окон которой видны все окрестности Паланы, наполнена детскими голосами и запахом вкусных пирогов – трое сыновей, дочь, внучка, племянник не дают заскучать ни на минуту, а руководит всем этим «беспокойным хозяйством» красавица-жена Елена, которая стала настоящей, неотрывной второй половинкой  своего мужа, оставшегося до сих пор таким же непоседой, полным творческих планов и задумок.

Солодяковские чаши и панно, амулеты и скульптуры давно уже разлетелись по всему миру, обретя свое место в коллекциях этнографа Эриха Кастена и просветителя Корякии Людмилы Каюровой. Коллеги приняли Анатолия Солодякова в члены Камчатского отделения Союза художников России. Почитатели наградили художественной премией имени К. Килпалина. Готовится к открытию его персональная выставка.

В далеком детстве Татьяна Уркачан говорила маленькому Толику: «Запомни, твоя фамилия – Чолодо, «хранитель золота» по-эвенски». Судьба художника, родившегося в корякской тундре, сделала его создателем и хранителем настоящего золота – искусства, дарящего радость и счастье, согревающего сердца и души…