ПАМЯТЬ СЕРДЦА

«Это бубен поет…Созываю народ!

Хололо! Хололо!»

                                                                                                                           (В.Коянто, «Оккэнэллё»)

Немногие народы России могут похвастаться тем, что их национальные праздники получили статус государственного – в Якутии это «Ысыах», в Татарстане и Башкирии «Сабантуй», а в Камчатском крае в календарь государственных праздников вошел главный праздник береговых коряков-нымылан «Хололо». Его история насчитывает несколько столетий, ведь даже самые далекие предки нынешних жителей севера Камчатки  благодарили природу за то, что смогли добыть зверя, поймать рыбу.

Первые записи о празднике «Хололо» встречаются в трудах известного этнографа В. Иохельсона, автора нескольких монографий о чукчах и коряках, работавшего на Камчатке в самом начале XX века. Позднее о нем упоминают исследователи В. Тан-Богораз, С. Стебницкий, И. Вдовин, В. Горбачева, которая пишет: «В цикле годовых праздников оседлых коряков главными являлись те, которые были связаны с добычей морских животных, составляющих основное средство существования населения».

По описаниям ученых, «Хололо», посвященный проводам и благодарению морских животных, проводился осенью и продолжался почти полтора месяца, так как каждая семья селения устраивала его по очереди. Существует несколько версий происхождения названия праздника. Так, И. Вдовин считал, что приветственный возглас «Хололо!» является адаптацией ительменских «Алулу!» и «Алхалалалай!». Уроженцы села Лесная Тигильского района утверждают, что так «клекает» нерпа, отдыхающая на морских отмелях осенью.

Несмотря на коррективы, которые внесли в ход праздника годы прогресса, суть его осталась неизменной – это ритуал благодарения природы за все дары, которые получил от нее человек в течение года, в особенности за добытых морских животных, нерп и лахтаков, обеспечивающих жителей мясом и шкурами. Нужно отметить, что в Лесной, в отличие от Карагинского и Олюторского районов, обряд проводился и в честь охоты на медведя и горного барана. Кстати, и называется этот праздник в селе – «Ололо».

Как и все обрядовые корякские праздники, «Хололо» обязательно содержит употребление толкуши (тылкытыл) в качестве жертвенной пищи и угощения, кручение вертушки (тэлытэл), хождение ряженых в масках, исполнение плясок-пантомим, участники которых подражают движениям животных и птиц. В число «сакральных» ритуалов входят и  вручение гостям священной морской травы лаутэн, принесение жертвы огню (инэлвет), перетягивание (внесение в дом) «дерева удачи», развешивание на дереве фигурок зверей с песнями и танцами, обязательные танцы под бубен, проводы «дерева удачи» на священное место. Кроме этого, проводились обряды благодарения женского бога «къусъыткук»; обряд посвящения мальчика, добывшего первую добычу, в охотники «хэглымгыткун»; обряды «ророткок» и  «калаткок» со шкурой медведя или нерпы и деревянными охранителями очага калаками. Заканчивались «Хололо» и «Ололо» утром. До восхода солнца главные атрибуты праздника (тэлытэл, маски и калаки) уносили в лес и там оставляли, предварительно обмазав жиром, толкушей, и насыпав в прорези, обозначающие глаза и рот, мусор, принесенный из жилища.

После окончания этих осенних благодарственных праздников оседлые коряки закрывали летний вход в полуземлянку, которая в прошлом служила им жилищем, и укладывали байдару на зиму.

Уроженка Лесной, фольклорист Александра Уркачан посвятила празднику лирические строки: «Каждую осень, как свет дальних звезд, как память сердца, приходит в село ритуальный семейный праздник «Олололо».