ПЛЫВЕТ НАД ПАЛАНОЙ КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН

Если бы кому-то пришлось писать учебник по истории Корякского округа, наверняка отдельная, и довольно большая глава этой книги была бы посвящена истории православия. В относительно короткий по историческим меркам период (около трехсот лет) принадлежности Камчатского полуострова Российскому государству русская церковь была одной из главных сил, способствовавших не только установлению власти в самых отдаленных уголках страны, но и воспитанию нескольких поколений, приобщившихся к великой русской культуре.

В каждом уголке Камчатки, в каждом селе эта история формировалась по-своему. Во многом она зависела от того, кто и с какими намерениями приходил к аборигенам. И здесь, конечно, нельзя не вспомнить миссионерский подвиг Иннокентия Вениаминова, в начале XIX века приведшего под сень православной церкви население севера полуострова, Курильских и Алеутских островов. Недаром  в Петропавловске-Камчатском проходят ежегодные Свято-Иннокентьевские чтения, собирающие воедино известных историков, краеведов, филологов, фольклористов и священнослужителей. Каждый год летопись истории нашей земли пополняется новыми сведениями и открытиями, и очень отрадно осознавать, что Палана стала одним из мест, к процветанию которого святитель Иннокентий приложил немало усилий.

Об этом шла речь на вечере «Золотые купола над Паланой», организованном Корякской центральной библиотекой имени Кецая Кеккетына. Дата проведения была приурочена к знаменательному дню – 175 лет назад, 16 февраля, произошло освящение первого Паланского православного храма. Ведущая  вернула присутствующих на двести лет назад, рассказав о том, в каких условиях жили и работали в наших местах первые священники. В 19 веке  Русская Православная церковь включила Камчатку в состав самой большой за всю историю Российской епархии, которая носила название Камчатской, Алеутской и Курильской.  Назначенный главой новой епархии, Иннокентий подолгу жил на новых землях, изучая язык коренных жителей, проводя на нем церковные службы и переводя Евангелие. Вместе с ним нес свой подвижнический крест и его родной брат, Стефан Вениаминов, который еще в 1824 году прибыл  на остров Уналашку и жил там в течение 10 лет, исполняя должность псаломщика и ближайшего помощника во всех делах. В 1834 году Стефану Вениаминову было поручено присмотреть удобное место и построить в селе Лесная, на западном побережье Камчатки, церковь. Здесь-то и проявились его разносторонние дарования, которые он приобрел, живя с братом на далеком острове. Он обучал жителей Лесной плотничному и кирпичному делу, был и маляр, и портной, сапожник и хлебопек, а впоследствии исполнял и обязанность сельского лекаря. Лечением он занимался, получив наставления от докторов и пользуясь присылаемыми лекарствами. Переводчиком служил ему его малолетний сын Феодосий, который играл с детьми и быстро освоил корякский язык. Церковь была построена за три года, и в феврале 1837 года освящена. Несколько лет Стефан исправно служил, испытывая при этом немалые трудности, причем не столько материального характера, сколько в работе с прихожанами. Несмотря на то, что Лесная считалась по тем временам большим селом, из-за отсутствия рыбы в одноименной реке все его население, от мала до велика, почти на полгода переселялось на места рыбалок, где заготавливало рыбу, служившую основой рациона, на долгую зиму. Почти шесть месяцев Лесная стояла пустой и совершать служения было не для кого. Во время очередного объезда своих владений Иннокентий посетил село, где воочию увидел эту парадоксальную ситуацию, после чего было принято решение о переносе церкви в Палану, жители которой вели более оседлый образ жизни. Что значило «перенести церковь» в те времена? А вот что: нужно было разобрать лесновский храм по бревнышку в определенном порядке, и потом со всей утварью, где на лодках, где на лошадях аккуратно перевезти в Палану, где вновь собрать крепкое, пригодное для служб здание. Эпопея длилась несколько лет, и, наконец, в феврале 1845 года деревянная церковь распахнула свои двери для прихожан. Храм  был освящен с именем святого Николая Чудотворца. Стефан прослужил в Палане недолго – во время очередного приезда Иннокентия он был переведен в Гижигу, где и окончил свои дни. На место Стефана из Тигиля был переведен Алексей Петрович Логинов, фамилию которого Иннокентий переменил на Лонгинов. Многочисленные потомки Алексея Петровича и сегодня живут в Палане и соседних селах. Судьба этого рода трагична, как и вся история России. Священники Лонгиновы  исправно служили камчатской земле и православной вере до 1926 года, когда на общем собрании жителей Паланы здание церкви было решено передать комсомольцам для проведения мероприятий, купола и колокольню снести, а отца Николая заставили публично отречься от сана. За пять лет, с 1926 по 1931 год все священническое сословие Камчатки было репрессировано: кого-то выслали с полуострова, большую часть отправили в исправительно-трудовые лагеря, одиннадцать священников были расстреляны. Мужская ветвь рода Лонгиновых практически вся была арестована…

Более полувека Палана жила без православия. Изредка бабушки, помнившие основные обряды, крестили или отпевали кого-то «мирским чином» (т.е. дома, без священника). Лишь в 1984 году начались первые собрания православных активистов, мечтавших возродить веру и построить храм. Среди первых членов общины были Ольга Ивановна Подгорная, Эльвира Андреевна Гурьева, Матрёна Ионовна Бирюкова, Татьяна  Ивановна Тюрина, Людмила Алексеевна Шамонова, Людмила Викторовна Кащей, Раиса Константиновна Шемаева, Валентина Ивановна Урывская, Ольга Константиновна Дудник. Несколько лет шла работа по регистрации общины и, наконец, в 1995 году она получила официальный статус, а в 1997 году общине выделили небольшое пустовавшее  здание в центре поселка, которое силами прихожан за короткое время удалось сделать настоящим храмом.

За двадцать с лишним лет эта церковь стала местом служения многим священникам, приезжавшим в Палану из разных уголков России. Кто-то задерживался надолго, кто-то прибывал на короткое время, чтобы совершить самые необходимые требы, но самое главное – храм жил, в нем крестили детей, отпускали грехи покаявшимся, воздавали славу Всевышнему. Вопрос о постройке нового здания долго решался в разных инстанциях, пока не была принята программа Камчатского края по возведению православных церквей в нескольких поселках. В 2010 году состоялось событие, исключительное по своему значению для Корякии – в столицу округа прибыл Патриарх Всея Руси Кирилл, который заложил в основание будущего храма капсулу с грамотой. Работы по строительству храма Святителя Николая начались в Палане 8 сентября 2010 года. Место строительства определено было давно — на возвышенности реки Палана, напротив общеобразовательной школы. Планировалось, что на возведение храма уйдет два года, однако из-за различного рода неурядиц работы заняли вдвое больший срок.

Храм был освящен 19 декабря 2014 года. Чин освящения нового православного храма  совершил епископ Петропавловский и Камчатский Артемий. Сегодня наш храм виден далеко за пределами поселка –  ярко сверкают его купола, а в урочные часы над поселком разливается колокольный звон. Сегодня паланская православная община – это старожилы и молодежь, в церковь с удовольствием ходят дети. О том, чем живут православные верующие Паланы, рассказала староста общины Лариса Ивановна Хнаева. Ее слова, обращенные к гостям вечера, проникали в душу, заставляли по-новому взглянуть на свои поступки, на отношение к людям. Общение с Ларисой Ивановной стало для многих   открытием нового мира, мира, где совесть и нравственность – не пустой звук, а определяющие бытие законы. Нескончаемый поток вопросов вызывал все новые и новые откровения, а вкусный чай и уютная атмосфера вечера вызывали желание продолжать разговор еще и еще.

В конце вечера все желающие познакомились с большой выставкой, на которой были представлены издания, рассказывающие об истории православия на Камчатке – книги, буклеты, переводы Евангелия на корякский, эвенский, чукотский и ительменский языки стали предметом пристального внимания гостей. Особый интерес вызвал материал «Палана моя православная», подготовленный несколько лет назад одной из активисток православной общины, краеведом Фаиной Николаевной Косыгиной, собравший воедино не только  сведения о нашей церкви из всевозможных источников, но и ценные архивные документы – протоколы первых собраний возрожденной общины, фотографии священников и активистов-прихожан. Большую помощь в проведении вечера оказали предприниматели Паланы: магазины «Каштан», «Торговый дом», ИП Амангалиев, предоставившие продукты для чаепития. Хорошим подарком всем присутствующим стало выступление вокальной группы «Элегия», участники которой исполнили песню «Трисвятое».

 

Как прекрасно, что и в нашем поселке, история которого   насчитывает более трехсот лет, есть такой уголок веры, место, где можно задуматься о своей душе, место, где твои мольбы и чаяния будут услышаны…