«Живописцы, окуните ваши кисти…Пусть начнется, что еще не началось…» — пел Булат Окуджава, восхищаясь даром, которым обладают немногие из нас – даром художника. Казалось бы, ну что здесь такого сложного? Все мы с малых лет с упоением возим по бумаге карандашами и акварельными красками, стараясь выразить свои мечты и восхищение окружающим миром, стараясь воссоздать воображаемый космос нашего детства. Но сколько мальчишек и девчонок продолжают заниматься этим позже, став подростками, сколько их выбирает стезю художника, решив посвятить этому трудному занятию всю свою жизнь? Единицы. И так было всегда. Даже тысячи лет назад, в первобытных племенах очень редко появлялись люди, способные с помощью угля или природной охры изобразить сцены охоты на диких животных, ритуальные танцы соплеменников вокруг костра. Но именно благодаря этим единицам существует сегодня огромный и прекрасный мир искусства: картины, рисунки, гравюры, фрески, плакаты, гобелены, скульптуры и ювелирные изделия – как разнообразны и неповторимы формы выражения человеческой фантазии!
Не каждый художник получает признание современников, как не каждый получает и заслуженное вознаграждение за свое творчество. Однако настоящий творец, беря в руки кисть или стеку, меньше всего думает о том, кому и за сколько можно будет продать свой труд. Вспомните имена тех, над кем смеялись и издевались, обзывая сумасшедшими и непонятными – Ван Гог и Пиросмани, Шагал и Лентулов, Неизвестный и Шемякин творили, несмотря на голод, нужду и преследования со стороны властей.
Художественное искусство – одно из древнейших в истории человечества. И если в странах, которые принято считать «цивилизованными», оно претерпело множество реформаций, распалось на невообразимое количество течений, направлений и стилей, то у народов, которые совсем недавно, по общечеловеческим меркам, столкнулись с цивилизацией, картина несколько иная. Вспомним, в каком виде самобытные художники наших народов Севера выражали свое мастерство – резьба по кости и дереву, украшение одежды, вышивка бисером и кусочками металла: все это было присуще не отдельному уникуму, работавшему на свой род, а всем женщинам и мужчинам. Разве могла рассчитывать на хорошего жениха дочь оленевода или рыбака, если к моменту сватовства она не умела шить добротные и красивые торбаса или малахай, украшенные бисером и кусочками окрашенного меха? Разве не считал своим долгом охотник, купивший заветный пареньский нож, самому сделать достойные ножны для этого сокровища, вырезав на дереве сцены охоты на медведя или лося? Вековые навыки эти существовали вне индивидуальной одаренности коряков, чукчей или ительменов, и лишь в начале XX века, с приобщением к цивилизации, у северян появились настоящие художники. Самыми первыми стали студенты, учившиеся в больших городах – Ленинграде, Хабаровске, Москве. Уже в 1929 году большая выставка студенческих работ в жанре графики, открылась не где-нибудь, а в Русском музее. Вот что писал об этом известный искусствовед Н.Н. Пунин: «Северяне, не имевшие никакого представления о европейском искусстве, еще меньше знающие современные течения в этом искусстве, обнаружили такую высокую художественную культуру и такое острое чувство в понимании современных задач искусства, что у всех, побывавших в мастерских и видевших там работы учащихся, сложилось вполне определенное мнение: эти работы – событие в нашем художественном мире, могущее сыграть большую роль в развитии современного искусства. И это не преувеличение». Да, это не преувеличение – за почти столетнюю историю развития северных территорий России у нас появились свои Микеланджело и Пикассо. Сегодня мы с гордостью говорим о том, что работы наших художников и мастеров декоративно-прикладного искусства, признанные настоящими шедеврами, хранятся и экспонируются в музеях и галереях не только Камчатки, но и Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Германии и Франции, США и Канады. Каталог коллекции Людмилы Каюровой, собирателя и страстного пропагандиста северного искусства, насчитывает несколько сот картин и графических работ, скульптур, изделий из дерева, рога, кости, меха и бисера, которыми восхищаются зрители всех уголков нашей страны. Биографический справочник «Духовный мир Севера», вышедший в 2014 году, собравший краткое жизнеописание выдающихся мастеров культуры Корякского округа, включает в себя несколько десятков имен художников, прославивших родную землю своим творчеством: Валерий Запороцкий, Кирилл Килпалин, Владимир Лазарев, Валентин Северин, Павел Этьен, Людмила Гилева, Анатолий Солодяков, Андрей Косыгин, Меланья Шмагина, Ольга Олелей, Татьяна Голикова, Александра Попова, Егор Чечулин, Надежда Хелол, Наталья Эвгур…В плеяду художников, приехавших на Камчатку и оставивших здесь свое сердце, вошли известные мастера Феликс Тебиев, Владимир Санакоев, Александр Пироженко, Виктория Крупина, Владимир Староверов, Александр Шкалыгин, Игорь Пискунов, Александр Тютюнников. И это лишь часть огромной вселенной, которая зовется искусством Корякии.
Сегодня северянину, чтобы открыть в себе талант настоящего художника, не нужно ехать за тридевять земель – во всех районах Корякского округа работают детские художественные школы, двери музеев, где хранятся работы наших земляков, всегда открыты. Дело за малым – сберечь этот талант, поддержать его и подарить еще одну яркую краску в многоцветную палитру современного мира.