ПОЛЕТ ОРЛА

«Люди здесь, как звезды…» — как точно  выразил своими поэтическими строчками Владимир Коянто сущность коренных северян. Нет, конечно, не чета они «звездам», заполонившим экраны телевизоров и сайты Интернета. Наши звезды – сильные духом, полные собственного достоинства, скромные и вместе с тем ярко раскрывающиеся в какие-то моменты – оленеводы, охотники, рыбаки, мамушки-чумработницы, мастерицы. Это их дети подарили миру Корякию – своими песнями, стихами, танцами. Это их движения, изображающие полет чайки и бег важенки, легли в основу танцев, ставших классикой северной хореографии.

Я закрываю глаза и вижу по-балетному тонкую фигуру с гордой осанкой («апломбом», как говорят профессиональные танцоры), и широкое, луноликое лицо с неизменной искренней улыбкой. Каждого знакомого Сергей Кевевтегин приветствовал как лучшего друга, искренне радуясь встрече, каждого выслушивал с неподдельным вниманием и горячо поддерживал. Где, в каких специальных условиях рос этот талантливый артист и хореограф, какие музы кружились над его колыбелью, чтобы мальчик посвятил всю свою жизнь служению танцу? Да в тундре он рос, в семье оленеводов, с первых дней жизни впитывая хруст искрящегося снега и топот оленного стада, засыпая под сказки дедушки Инылхута и треск очага в яранге. Пришла пора, и Сережа ощутил в себе потребность танцевать – и не только, как бабушка Анга, чьи пляски славились по всей пенжинской тундре, а как настоящие артисты, которых он видел на белом полотняном экране кинопередвижки. Там, в далеком мире, порхали прекрасные балерины в воздушных пачках, а их партнеры в расшитых блестками костюмах взлетали над сценой в высоком прыжке.

После школы Сережа Кевевтегин поехал в Хабаровское культпросветучилище. Там же, в Хабаровске, состоялась его первая встреча с Владимиром Косыгиным и Александром Гилем, которые привезли на фестиваль народного творчества праздничную программу «Хололо» и первый корякский балет «Мэнго». Как будущему балетмейстеру, Гиль доверил Сергею провести несколько репетиций с молодыми самодеятельными артистами. Вот как вспоминает об этом Владимир Косыгин: «Мне был интересен Сергей. Наблюдая, как он мастерски работает с артистами ансамбля, я восторгался его благородной сдержанностью при показе классических движений. Не останавливая урока, он незаметно подходил к танцовщице или танцору, становился впереди и показывал каждое движение, каждую танцевальную фразу до тех пор, пока тот мог повторить ее сам. Как он радовался второй части урока, когда артисты ансамбля по его просьбе показывали национальные танцы: лесновские, карагинские, пенжинские, тигильские. Сергей старался не пропустить ни одного красивого движения рук, плеч, туловища. Он что-то записывал, по танцу угадывал, откуда тот или иной артист и с воодушевлением рассказывал об особой, национальной манере северного танца».

Дипломированного хореографа, ПЕРВОГО корякского балетмейстера, Сергея с нетерпением ждали на родине, где очень не хватало специалистов-культуровцев. И он оправдал надежды – приехав в Палану, в Окружной Дом культуры, Сергей Васильевич Кевевтегин с присущим ему энтузиазмом занимался и взрослыми, и детскими коллективами. Маленьких танцоров «Каюю» с восторгом встречали  и паланские зрители, и оленеводы, к которым юные артисты приезжали с концертами. А юноши и девушки, пришедшие по объявлению о наборе в хореографическую студию, открывали для себя мир невиданных до сей поры на корякской земле бальных танцев. До сих пор хранятся в архиве фотографии с концертов, где смуглые юноши в черных костюмах, с бабочками кружат в вальсе изящных партнерш в белых платьях. На сцене Дома культуры Кевевтегин воплотил в жизнь свою мечту – создать танец, сочетающий в себе элементы бального и национального северного. Так появились на свет «Вывенка» и «Корякский бальный», который вдохновенно исполнял сам хореограф в паре с красавицей Латипой Сатбалдиной.

Сергей был всеяден – с утра репетировал с детьми, вечером оттачивал постановки со взрослыми самодеятельщиками, организовывал бесчисленные концерты, заочно учился в институте. В Палане он встретил свою любовь, спокойную и рассудительную Веру, учительницу начальных классов, которая принимала Кевевтегина со всеми его артистическими «заскоками» и творческими порывами.

И опять обратимся к записям Владимира Косыгина: «Летом 1970 года Сергею Кевевтегину поручили руководит ансамблем «Мэнго» (Гиль был на курсах – прим. автора). Как-то Сергей с дочерью Женей и я, с сыном Андреем, выбрались на чаевку, в тундру…Облюбовали место для костерка…Сергей куда-то исчез. А когда костер разгорелся ярким пламенем, из высокого кедрача вылетел огромный орел. Наряжен он был в набедренное одеяние из широких сухих листьев шеломайника, руки-крылья, обрамленные огненными ветками старого кедрача, на лице маска, разрисованная углем и желтый острый клюв-нос, размалеванный соком прошлогодней брусники, на голове венок из старой соломы с пером. Орел перелетел через костер, взлетел на кочку, горящими глазами обозрел всех и все вокруг и закружил в танце. Сергей, танцуя, пояснял:

— Новый танец придумал, название ему «Цветок», где одним из образов будет Орел».

Он поставил свой танец Орла. И еще много разных танцев, которые принесли ему славу щедрого на выдумки хореографа, жадного до работы. Когда в начале 80-х годов прошлого века в Камчатском музыкальном училище родилась идея открыть отделение национальной хореографии, ни у кого не было сомнений – преподавателем должен быть Кевевтегин. Он с радостью согласился на переезд в Петропавловск-Камчатский, совсем не от того, что новая работа была значительным карьерным успехом – он жаждал подарить свое творчество всей Камчатке. В первый же год своей педагогической деятельности Сергей Васильевич создал молодежный ансамбль «Уйкоаль», состоявший из его учеников, приехавших в город из разных уголков полуострова. Их имена сегодня известны всем: Василий Баранников руководит корякским фольклорным ансамблем «Вэем», Светлана Голикова занимается сохранением культурного наследия народов Севера в Корякском центре народного творчества, там же методистом по декоративно-прикладному искусству работает Ирина Точилина, Владимир Бережков – ведущий артист Камчатского кукольного театра (кстати, ставший зятем Кевевтегина), Сергей Кавав и Валентина Жданова руководят известным детским коллективом «Орьякан» в Анавгае, Галина Федотова, заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии «Душа России» создала эвенский национальный ансамбль «Нулгур», наряду с «Мэнго» достойно представляющий Камчатку на мировой сцене. Чукча Владислав Ринтытегин, пройдя школу Сергея Васильевича, работал на Чукотке, а сегодня он – продолжатель дела своего педагога, преподает национальную хореографию в Камчатском училище искусств и руководит легендарным «Уйкоалем».

«Зачем ты убегаешь от своего неба и тундры, ты разве не слышишь, как плачут чайки и тревожно бьют копытами олени, ты разве не видишь, как постепенно угасает отцовский очаг, как часто слезятся глаза наши. Что останется в твоей памяти, если ты сам от себя убегаешь?» — так пел Инылхут своему внуку, оставлявшему родную землю. В 1996 году Сергей ушел к «верхним людям», ушел печально, оставив свою боль нам, его землякам. Но оставил он людям Корякии и свое искусство, прославлявшее ее. Оставил память о своих мечтах и надеждах, учеников, которые живут с благодарностью в сердце. И вечно будет лететь над тундрой орел, защищая ее своими крыльями…