ПРЕКРАСНАЯ СТРАНА — КАМЧАТКА

В середине XIX века Российская империя начала интенсивное освоение Дальнего Востока. В 1850 году Камчатка получила статус отдельной губернии, при этом государственные власти осознавали очевидный факт – полуостров оставался практически неизученным, несмотря на то, что ранее были изданы труды С.П. Крашенинникова и Г. Стеллера, дававшие общее представление об одном из самых далеких уголков страны.

С времен Петра I в России была широко распространена практика привлечения иностранных специалистов – они пополняли ряды преподавателей Академии наук, служили в российской армии, строили флот и крепости, были врачами и музыкантами. Поступление на службу в далекой стране сулило выпускникам европейских учебных заведений хорошую карьеру, возможность накопления капитала для безбедного существования, поэтому нет ничего удивительного, что в 1848 году выпускник Тартусского университета Карл Дитмар, получив рекомендации нескольких ученых, отправился в Санкт-Петербург с надеждой найти достойное применение полученным знаниям в области геологии. После двух лет рутинной службы в 1850 году Карл Дитмар был прикомандирован к военному губернатору Камчатки в качестве чиновника для особых поручений по горному делу. Сам он  писал  в своих воспоминаниях : «Мне было наистрожайше приказано обратить особое внимание на нахождение металлов, каменного угля и других более ценных продуктов минерального царства».

К счастью, молодой ученый интересовался не только минералами. Он вел подробные дневники на протяжении всего своего пребывания на полуострове, начиная с первых дней отъезда из столицы, и заканчивая возвращением в Петербург через пять лет. Его записи и исследования легли в основу большого труда «Поездки и пребывание в Камчатке в 1851-1855 гг.». Сегодня эта книга по значимости стоит в одном ряду с «Описанием земли Камчатки» и, по словам современных ученых, ее можно с полным основанием назвать камчатской энциклопедией середины XIX века.

Прибыв после долгого путешествия по Сибири на Камчатку, Дитмар уже в сентябре 1851 года начинает первые поездки по окрестностям Петропавловска. Он побывал в Паратунской локации горячих источников, тщательно обследовал Авачинскую губу, попытался, насколько это было возможно, подняться на Авачинский вулкан и съездил в Нижнекамчатск по зимней дороге. Он документировал каждый день своих путешествий, итогами которых становились не только описания геологических и географических особенностей полуострова, но и рассказы о жителях и обычаях коренных народов, сопровождаемые их живыми характеристиками, подробные исследования сельского хозяйства (там, где оно присутствовало), растений и животного мира.

Летом 1852 года Карл Дитмар отправился из Петропавловска-Камчатского на вельботе  вдоль восточного побережья Камчатки, по пути останавливаясь во встречных селениях, причаливая в бухтах и устьях рек, совершая пешие вылазки по окрестностям. Во время этого плавания Дитмар впервые увидел стада китов в Тихом океане, лежбища сивучей, знаменитых горных баранов, которые, не боясь людей, паслись рядом со становищем членов экспедиции и, конечно же, огромных камчатских бурых медведей, считающихся самыми крупными среди своих сородичей.

В Нижнекамчатске (современном Усть-Камчатске) Карл Дитмар провел несколько дней, исследуя местность и общаясь с его жителями. Отдавая дань самоотверженности русских первопроходцев, поселившихся на этой земле, он не менее критично относится к служителям православной церкви, исполняющим все обряды формально, и отмечает, что «камчадалы, в течение целого ряда поколений терпевшие от дурного и беспощадного управления чиновников, теперь очень запуганы и к русским относятся с большим недоверием и осторожностью. Они опасаются, что какое-нибудь неосторожное слово вызовет новые для них тягости, а потому предпочитают и совсем молчать».

После очередной зимовки в Петропавловске, летом 1853 года Дитмар попал на корабль, отправлявшийся на север Охотского моря, в Гижигинск. Благодаря своей деятельной натуре и умению договариваться с местными жителями, ученый за короткий срок собрал небольшой отряд для пешего возвращения в столицу губернии по западному побережью Камчатки. Перед этим он успел побывать на полуострове Тайгонос, описать пенжинскую тундру, ее обитателей, сделать заметки о традиционных промыслах аборигенов и ежегодных ярмарках, проходящих в тех местах. Несколько месяцев Карл Дитмар посвятил своей поездке по многочисленным селениям, находящимся на западе полуострова. Каждому населенному пункту он посвящал подробный рассказ: сколько жителей, какого сословия, национальности, сколько и каких жилищ, скота, какие сельскохозяйственные культуры разводят, какими промыслами занимаются. При этом он очень четко фиксирует малейшие различия между кахтанинцами и паланцами, хайрюзовцами и тигильчанами. Не забывая о главной цели экспедиции – поиске полезных ископаемых —  Дитмар фиксирует состояние почвы и горных россыпей, собирает образцы минералов, отмечает, что рядом с Паланой водится хороший черный уголь и месторождения самоцветов. Побывал он и на Паланском озере, зарисовав схему его размещения в горах и объяснив его образование. В начале октября 1853 года участники поездки прибыли в Петропавловск, где в это время началась эпидемия брюшного тифа. Тем не менее зимой Карл Дитмар начал подготовку к очередному походу – он планировал в течение лета 1854 года проехать по восточному побережью на север, насколько это возможно.

Губернатор В.С. Завойко, озабоченный предстоящими столкновениями с англо-французскими войсками, не оказывал никакой помощи в подготовке. Тем не менее все лето 1854 года Дитмар провел в разъездах, пропустив значимое для Камчатки событие – оборону Петропавловска и победу его гарнизона над неприятелем. Перезимовав, в 1855 году Карл Дитмар возвращается в Санкт-Петербург и оттуда убывает на родину, где ждала его мать-вдова.

По стечению обстоятельств, Дитмар не занимался своими записками очень долго. Лишь в конце 80-х годов XIX столетия он вернулся к работе над ними. Книга «Поездки и пребывание на Камчатке…» вышла в свет лишь через 35 лет после отъезда ученого с Камчатки. Она была очень высоко оценена научным сообществом, отмечавшим, что по объему и содержанию материала книга считается одним из главных трудов по изучению далекого полуострова. Сегодня он по праву считается настоящим патриотом нашего края, внесшим неоценимый вклад в его изучение и дальнейшее развитие.

«За эти годы я полюбил и страну эту, и ее исследование. Не без грусти поневоле прерывал я мою неоконченную работу с сердечным желанием как можно скорее получить преемника, которому лучше, чем мне, удалось бы исследование прекрасной страны» (К. Дитмар).