СЕВЕРЯНЕ – ГЕРОИ ФИЛЬМА

Почти сто лет назад на Камчатку приехала первая киноэкспедиция, чтобы запечатлеть наш суровый и прекрасный край. Вулканы и океан, медведи и моржи все это время становились главными объектами съемок заезжих режиссеров и операторов. А фильмы, снятые в Корякском округе, можно пересчитать по пальцам. Поэтому вполне оправдан наш интерес к съемкам, которые проходили около месяца в трех районах – Пенжинском, Олюторском и Тигильском. Экспедицию, прибывшую из Москвы, сопровождает наша землячка, заведующая отделом нематериального культурного наследия коренных народов Севера Камчатского центра народного творчества Марина Беляева. Мне удалось задать ей несколько вопросов.

Расскажите поподробнее, кто вошел в состав этой экспедиции, каким образом организаторы связались с Камчатским центром народного творчества, почему именно вы с ними работаете?

Это большой проект. Называется он «Малые народы большой страны: фольклор, традиции, язык». Это Фонд поддержки радио, кино и телевидения Николая Расторгуева. Его специалисты выиграли президентский грант, по которому они в прошлом году снимали фильм на Алтае о коренных малочисленных народах. И на 2021 год они выбрали Камчатку. Как они на меня вышли? Вышли они сначала на Лилию Егоровну Банаканову. Они же понимают, что едут на большую территорию и им нужен человек, который все здесь знает. А Лилия Егоровна  предложила меня, потому что я, начиная с 2009 года,  езжу в фольклорно-этнографические экспедиции от нашего центра. Мне позвонили, мы проговорили все детали, обговорили маршрут, потому что первоначально было понятно – они не знают нашу транспортную логистику. На первоначальном этапе в программе съемок стояло больше сел, чем это возможно. И, конечно, мы остановились на тех населенных пунктах, где больше возможность собрать материал для фильма.

Почему я согласилась? Потому что хотелось получить опыт и посмотреть, как снимаются фильмы. Это ведь не просто наша исследовательская работа, когда я езжу, встречаюсь с бабушками, записываю интервью. Если есть у меня такая возможность, то я снимаю, когда рыбалка идет или еще что-то бытовое. А тут настоящий фильм.  Я смотрю, в каких местах они записывают, чтобы это была панорама, говорящая о том, в каком мы месте находимся. Вообще ребята приехали и  начали работать  8 сентября, они сразу попали на праздник «Алхалалалай», где мы рассказали, что это полностью реконструкция обрядового праздника. Они его посмотрели, записали интервью с людьми, кто там участвовал. Затем мы поехали в  Манилы, Пенжинский район. Естественно, мы подстраиваемся под авиарейсы. Между рейсами  там 3-4 дня по расписанию, но в Манилах у нас получилось 8 дней. Киногруппа состоит из операторов, режиссеров, фотографов, звукорежиссеров и специалиста, который ведет интервью с нашими жителями. Когда  мы прилетаем, у нас, как правило, нет свободного времени.. Я заранее звоню, договариваюсь, чтобы после презда сразу же начать запись, потому что времени мало, а хочется охватить больше. Получается иногда, что на запись попадают люди, которых я не записала. Для меня это вообще интересно, потому что я уже буду знать, кого еще я могу записать, когда приеду в следующую экспедицию.

Округ – это вообще территория такая, которая очень приветливо встречает всех. И везде наши люди  старались нам во всем помочь: нужна съемка на рыбалке – да, конечно. Ветер там, холодно, но они нас приглашают, и мы приезжаем. Конечно же для фильма обязательно нужно аутентичное  окружение. Иногда приходится ставить что-то специально.  Когда в  Хаилино мы приехали, я позвонила, так как рыбалки уже сворачиваются, и попросила их, чтобы они оставили там все,  как  было. Мы приехали,  рыба еще ловится, и мы смогли порыбачить и снять это. Большая удача, что в  Ачайваяме и в Хаилино мы записали наших «берингийцев», тех, кто шел в традиционной гонке. Это Ваня Нинани и Герман Айначгин.  Конечно же, везде первые, кто нас встречает – работники культуры, директора Домов культуры, все, кто связан с культурой. В Ачайваяме нас  еще встретили старейшины села. Они предложили нам, чтобы мы засняли процесс, как ставится  яранга настоящая. Женщины специально на то место, где у них стояла яранга, привезли покрытие. Как они его ремонтировали – мы все снимали, как зашивали, как это все устанавливали. И к этой яранге несколько дней люди приходили из села,  увидели – стоит, и пошли. Мы снимали также творческие наши коллективы, самодеятельные коллективы. Я думаю, что это даст хороший такой толчок для наших работников культуры для дальнейшего развития.

Этот проект уникален тем, что в Москве обратили внимание  к таким далеким территориям. Мы запланировали после северных районов Палану и Тигиль, но Тигиль у нас отпал из-за задержки. Спасибо Анатолию Пыжову, Марии Пыжовой, что они дали нам возможность поехать в табун, потому что в табун всегда сложно приехать. А они вот нас дождались, дали нам вездеход.А с нами  еще ансамбль «Ангт» поехал,  там получился и хороший концерт, и хорошая съемка, мы записали наших оленеводов. Съемочная группа увидела оленей, они с оленеводами ходили рано утром в табун, пешком, снимали там, они на себе прочувствовали весь этот труд. Ведь на сегодня, и мы об этом говорили, оленеводство – это самая сложная профессия, они все время в тундре. Наши гости увидели, как оленеводы живут, что это очень тяжелый труд, и прочувствовали на себе сами условия  проживания – тут и морозец ударил хорошо, и жили они в палатке, которая отапливалась печкой. Наши артисты жили в яранге, топили ее по-настоящему. Хоть на короткое время мы как бы вернулись в то время, когда мы часто ездили к оленеводам. И, конечно, оленеводам тоже было хорошо. Они говорили о том, что хоть кто-то на них обратил внимание. Тем более это звено возглавляет женщина. Вообще это редкость большая, когда молодая женщина берет на себя такую обузу, ведь везде говорят, что это убыточно. Но все это нужно, это важно, и мы говорили о том, что  пока сохраняется оленеводство, мы сохраним традиционную культуру. Самое главное —  мы язык сохраним, терминологию, на которой говорят оленеводы. Жалко, что здесь так мало у нас времени в Палане получилось побыть  из-за непогоды.

Дальше мы едем в Быстринский район, где нас тоже ждут работники культуры. Затем у нас по плану Ковран стоит, где тоже нас ждет ансамбль «Эльвель». Ну, и последняя точка – это Командоры, село Никольское. Очень длинная по времени экспедиция. Планируем до конца октября все это сделать.

Конечно, они столкнулись с непростой жизнью Севера, посмотрели, как мы живем, какая у нас транспортная логистика, как обеспечиваются магазины. Отметили, какие приветливые люди, добрые. Они все наших москвичей хотели чем-то накормить. Научили юколу есть. Вся съемочная  группа —  очень молодые, и они так заинтересованы всем, мне нравится их тактичность. Они очень хорошо разговаривают с людьми, бабушки их полюбили. Вот такая сложная работа – снять документальный фильм. Это очень нужно – помнить о том, что у нас есть  такие отдаленные районы, где живут и работают интересные люди.

Несколько слов о своей поездке сказал режиссер группы Дмитрий Воробьевский.

 

Дмитрий, расскажите, каким образом  вы связались с этим проектом?

Это мы придумали собственно этот проект. Мы первый фильм сняли на Алтае, и сейчас вот  приехали на Камчатку.

Вы в фонде Николая Расторгуева работаете постоянно или привлекаетесь на проекты?

По сути дела Фонд – это мы и есть, поэтому когда какие-то проекты начинаются, мы все и работаем.

Вы живете в Москве. Каким образом вас заинтересовала  область изучения коренных малочисленных народов?

Нас это всегда  интересовало – культура, мифология, фольклор, традиции, поэтому мы это и придумали.

А вы по образованию кто?

Я по образованию режиссер. Мы все в группе  закончили ВГИК.

Скажите, как вам наш округ?

Он, конечно сильное впечатление произвел — потрясающая природа, это одно из немногих мест, где еще сохраняется традиционный образ жизни коренных народов, поэтому мы полностью удовлетворены тем, что мы сюда приехали, потому что мы понимаем, что уже мало где можно найти сохранившиеся традиции.

У вас не было какого-то культурного шока после Москвы?

Я бы не сказал, что мы какой-то шок испытали, но, конечно, это впечатляет. Действительно суровое занятие – оленеводство. Люди большую часть года проводят  в табунах.

Марина Евгеньевна сказала, что дальше вы поедете в Быстринский район, затем планируете снимать Ковран, Никольское. Потом по результатам вашей поездки появится фильм, который вы сейчас снимаете. Это будет один фильм или это будет цикл фильмов?

Это будет один фильм, который посвящен именно Камчатке и тем народам, которые здесь живут. Он будет готов, наверное, в марте. Каждый наш фильм  охватывает один регион  и все народы, которые мы смогли там заснять.

И где потом будет прокатываться этот фильм?

Он в первую очередь будет на Ютубе, на канале нашего Фонда. У нас есть определенные обязательства: мы получили грант, и мы должны его к определенному сроку сделать, должны набрать определенное количество просмотров, чтобы доказать, что мы действительно занимаемся распространением  и популяризацией культуры одного из малочисленных народов. Это одна из наших задач. А в дальнейшем я не знаю, будет ли фильм на каких-то фестивалях еще.

Ютуб – это общедоступная площадка. Не будет ли являться каким-то нарушением закона, если жители Корякии будут скачивать этот фильм и смотреть его сами или крутить в тех же библиотеках или Домах культуры?

Собственно, ради этого и делается проект. Наша задача – чтобы люди увидели все, что мы сняли.

Ваши дальнейшие творческие планы?

Мы надеемся, что это не последний сезон нашего проекта, что мы поедем еще в какие-то регионы, либо на Север, либо на Кавказ, в Дагестан. Мы надеемся, что продолжим этот проект.