Отмечая ежегодный профессиональный праздник работников культуры мы, как правило, говорим об успехах и достижениях, рассказываем о замечательных коллективах Домов культуры и библиотек, музеев и музыкальных школ, их истории и новых творческих планах. Гораздо реже мы вспоминаем об отдельных людях, о тех, кто посвятил свою жизнь работе в этих учреждениях, для кого праздник – это работа, а работа – то, чем ежечасно живет твое сердце.
Мой небольшой рассказ – о музыканте и артисте, поэте и танцоре (были и такие случаи) Федоре Федоровиче Миллере. Он прожил на корякской земле сравнительно недолго, всего тридцать лет. Приехав в Палану в 1980 году он, как и многие тогда, не планировал задерживаться здесь надолго. Вся его прежняя биография красноречиво говорила о том, что человеком он был ищущим, причем искал всегда не денежную работу, а место, где бы его многочисленные таланты смогли развернуться в полную силу. Может быть, это было заложено в его генах, потому что его родители, немцы по происхождению, были с началом Великой Отечественной войны репрессированы и высланы в степную Кемеровскую область. А может быть, сама судьба вела его замысловатыми тропами на Камчатку, которая стала его второй родиной. И тропы эти были творческими и вполне могли обеспечить молодому музыканту кусок хлеба с маслом – после окончания училища он работал в цыганском ансамбле, в составе агитбригад на целинных землях, в оркестре, аккомпанировавшем тогдашней звезде советской эстрады, молодой казахской певице Розе Рымбаевой. Но…случилось то, что случилось, и вот уже разносятся над Паланой заливистые аккорды нового аккомпаниатора Корякской школы искусств и, по совместительству, окружного Дома культуры. Федор Федорович успевает везде. С утра он разучивает в классе Эльзы Карловны Цельдом вместе с ее ученицами батманы и па-де-труа, после обеда репетирует с вокальной группой Дома культуры, а вечером выходит на сцену в составе труппы Паланского народного драматического театра. Его коронным номером, который всегда шел на «бис», стал отрывок из оперетты «Свадьба в Малиновке», который он исполнял с такой же яркой самодеятельной артисткой фельдшером Верой Деревянченко. Ох, как дрожали доски небольшой сцены Дома культуры, когда по ним проносился из края в край дуэт, изображавший заморский танец «втустепь»! Очень выразительным и сочным получился образ Ованесяна из пьесы Владимира Коянто «Каевьель», который, по ходу пьесы употребив горячительные напитки, танцевал кавказскую лезгинку под собственный аккомпанемент на грузинском барабане. Дед Мороз в его исполнении, водивший новогодние хороводы вокруг общепоселковой елки, не давал присутствующим ни минуты покоя, сыпал анекдотами и прибаутками, растягивал меха аккордеона, вызывая в круг с песней или танцем, а то вдруг разражался куплетами на морскую тематику, припев которых – «И пусть качает, качает …» пели все дружным хором, нисколько не задумываясь о связи Нового года с морем.
Федор Миллер обожал быть в центре внимания. И это отнюдь не недостаток, ведь именно эта черта характера делала его таким, каким он вошел в жизнь корякской культуры. При этом он с таким же энтузиазмом и энергией поддерживал всех, кто имел хоть какое-то отношение к творчеству. Став директором окружного Дома культуры, он помогал молодому вокально-инструментальному ансамблю, которым руководил вчерашний десятиклассник Андрей Косыгин. Для молодежной вокальной группы «Яшлек», в составе которой были работницы бригады отделочниц Паланского СМУ, приехавшие из Башкирии, сшили платья, о которых еще долго вздыхали местные модницы – из белого шелка с пышными юбками и рукавами. А на День смеха, 1 апреля, на сцене сражались команды окружных учреждений и организаций. Да, еще и конкурс «А ну-ка, девушки!» пользовался просто бешеным успехом – ведь его участницы не только пели, танцевали и рассказывали о трудовых успехах, но и смело выходили в нарядных платьях на сцену, демонстрируя публике все свои достоинства.
Тогда же, наверное, и проникла в его душу песня Корякии. Как бы высокопарно это не прозвучало, но именно музыкальное наследие коренных северян стало его настоящим призванием. За короткое время он изучил весь репертуар профессиональных и самодеятельных камчатских ансамблей, виртуозно исполняя песни Поротова и Заева, Лахтоя и Яганова. Его работе в составе окружной агиткультбригады «Эчгатгынын», видимо, нужно посвятить отдельный рассказ, настолько плодотворным и ярким было это сотрудничество. Сегодня многие жители округа без труда вспомнят многочисленные номера в исполнении великолепных артистов Даниила и Петра Ягановых, Анатолия и Александра Мохнаткиных, Татьяны Романовой и, конечно же, Федора Федоровича Миллера, который не только создавал настроение своим аккомпанементом, но и с удовольствием подпевал и даже исполнял небольшие роли в сценках. Бывая в селах Корякии, он знакомился с местными талантами и очень часто включал в свой репертуар их песни и стихи. Музыкальное образование позволяло ему делать нотные записи всех песен и напевов, аранжировать их, подстраивая под каждого исполнителя. Нотный сборник произведений самого Федора Миллера, авторов из Пенжинского и Карагинского районов А. Юнды, Ю. Сошальского, П. Дубины, Н. Зайцева под названием «Родники Корякии» сегодня – большая редкость.
Во время многочисленных концертов, проходивших в окружном центре, Федор Федорович выходил на сцену и с баяном, и с бубном, и с микрофоном. Песня «Паланочка», родившаяся в любимом поселке, стала негласным гимном нашему «городу мечты». Нет, наверное, коллектива, с которым бы не связывали Федора Миллера дружба и сотрудничество. С группой «Ветер Востока» он выступал как ударник и баянист, украшая своей игрой и темпераментом знаменитую песню «Пусть буду нелюбим». Любительское объединение «Чакоки» были самыми преданными его поклонницами. Сколько тепла своей души он подарил его участницам, сколько часов было посвящено репетициям и успешным выступлениям, да и простому человеческому общению! Прославленный коллектив «Школьные годы» дал Федору Федоровичу возможность побывать с гастролями в Германии, где он впервые за несколько десятилетий смог встретиться с многочисленной родней. И мэнговцы, и ангтовцы, и учащиеся хореографического отделения Корякской школы искусств им. Д.Б. Кабалевского вставали на тренаж под звонкие распевы миллеровского баяна.
А ведь еще и театром он продолжал заниматься! Яркий, характерный артист успел сыграть в нескольких пьесах, поставленных в начале 2000-х годов – «Деревья умирают стоя» А.Касона, «Господа, товарищи, сволочи и дамы…» В. Ляпина. Они открыли нам нового Федорыча, прошедшего через горнило тяжелых жизненных испытаний, но не растерявшего своего щедрого дара – удивляться и радоваться жизни.
Корякская земля подарила нам годы работы и дружбы с талантливым и улыбчивым человеком. Она сделала щедрый подарок и ему самому – именно здесь он встретил свою любовь, Надюшу, здесь выросли его дети Марина и Эдик, здесь сегодня растут его внуки. И вновь во время праздников плывут над центральной площадью звуки «Паланочки», а значит, живет наша культура, живет память обо всех, кто создавал и создает красоту и радость.