УКА

Рассказывая об истории наших сел, которые сегодня исчезли с карты полуострова, мы обычно вспоминаем о том, как сохранялся в них традиционный уклад жизни коренных северян, о местах, где располагались семейные рыбалки и ягодные угодья, о промышленных предприятиях, прославлявших Камчатку своими достижениями. При этом очень редко говорится об очень важной роли, которую играли маленькие поселки на самом краю земли – они были настоящими форпостами, поддерживающими обороноспособность нашей страны.

Одним из таких поселков была Ука, крохотная точка на восточном побережье Камчатки. Река Ука и Укинская губа известны русским с начала XVIII века. Река отмечается на чертежах Камчатки уже с первой четверти этого столетия. По сведениям С. П. Крашенинникова первые русские зимовья на реке Уке были построены в 1704 году партией анадырских служилых людей под началом Андрея Кутьина. «Отсюда начинается жилище сидячих коряк, а до сего места живут камчадалы». Таким образом, Крашенинников отметил реку Уку как границу расселения ительменов (камчадалов) и оседлых коряков-карагинцев.

История этого места богата событиями, отраженными в записках исследователей, командиров казачьих отрядов, православных миссий. В середине XVIII века укинские и паланские камчадалы, примкнув к северным корякам, подняли многомесячное восстание против сборщиков ясака. Через несколько лет в Уке появилась церковь, а к началу XIX века в селе уже сажали картофель и репу.

Согласно переписи 1876 года «…В Уке жил 21 человек, все камчадалы. В селении  имелось всего 3 дома и 1 юрта, из других построек – 3 амбара, 4 балагана и 1 баня. Жители содержали 2 лошадей, 1 корову, 44 собаки, выловили 8100 рыбин лососевых пород. Они добыли 18 соболей, 54 нерпы и 2 лисицы. Весь урожай составил 5 пудов картофеля, причем посажено было 2». Основными занятиями жителей были охота и рыболовство.

Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. село Ука, расположенное вблизи устья реки, подверглось бандитскому нападению пиратствующих японских шхун. В 1917 году, после получения известий о революции, в Уке был избран сельсовет, который возглавил приехавший с материка Самуил Левченко. В 1919 году власть на Камчатке захватили колчаковцы, писавшие в своих донесениях: «Открыто большевики проявили себя  только в одном из селений области – Уке. Население там отказалось подчиняться…, но после того, как один из главных руководителей этого селения крестьянин Левченко был расстрелян, порядок и там восстановлен». Согласно архивным данным, в 1920 году в селе была открыта школа. Уже в 1925 году была организована Укинская рыболовецкая артель. Побывавший в то время в селе северовед С.Н. Стебницкий отмечает: «…Все коряки свободно говорят по-русски, а в Уке карагинцы совершенно утратили свой язык».

С появлением колхозов появилось подобное предприятие и в Уке. Рыболовецкий колхоз носил имя С. Левченко, героически погибшего за Советскую власть. В 1938 году при плане вылова рыбы 1500 центнеров рыбаки выловили 2552, сдав 909 центнеров готовой продукции.

После Великой Отечественной войны в Уке базировались  часть ПВО и погранзастава, благодаря которым село развивалось и благоустраивалось – в нем были почта и сбербанк, магазины, небольшая больница, детский сад, школа и свой аэропорт. Расцвет Уки пришелся на 50-60-е годы XX века, а к началу 70-х годов жизнь в селе стала замирать, оставались только военные. В 1974 году село Ука исключили из списков населенных пунктов Камчатской области, однако военная часть продолжала действовать. Вот как описывает ее сын командира части Денис Матвейчук, живший в Уке в середине 80-х годов: «В поселке были многочисленные технические  здания, казармы, склады, жилые дома, пирс в устье реки Ука, аэродром с металлической взлётно — посадочной полосой. Здесь работал двухэтажный клуб, школа, детский сад, спортзал. В поселке к моей радости и радости других мальчишек, была огромная свалка технического и прочего брошенного имущества. Живописная природа края давала возможность семьям офицеров и прапорщиков интересно и с пользой проводить свободное время.  Можно было ходить на охоту, рыбалку, собирать грибы и ягоды. В клубе поселка постоянно организовывался просмотр  художественных фильмов, иногда местные коллективы художественной самодеятельности давали концерты. Я помню доброту, взаимовыручку, честность и порядочность живших там, на краю света, людей. И эту великолепную, нетронутую человеком северную природу! Думаю, что у всех, кто имел счастье жить, служить в посёлке Ука или просто бывать там в командировках, остались в душе исключительно теплые воспоминания об этом уголке».