Вопрос:
Фраза «Она схватила его за руку и неоднократно спросила: где ты девал деньги?» несколько раз использовалась в книгах братьев Стругацких. Однако первым, кто ее опубликовал, был именно этот писатель. Кроме печатной сатиры, он также занимался и киносатирой. Во многом благодаря ему в России стали развивать жар кинокомедии.
Назовите имя советского писателя-сатирика?
Ответ:
Аркадий Тимофеевич Аверченко (1881-1925) родился в Севастополе, в купеческой семье. Из-за уличной драки мальчик потерял зрение в одном глазу, и до конца жизни он носил пенсне, скрывавшее незрячий глаз, о чем знали немногие. Не окончив гимназию, он был отправлен служить в транспортную контору, а в 1897 году стал конторщиком акционерного общества в Брянске и впоследствии в Харькове. В своей краткой биографии Аверченко писал, что держали его там шесть лет за то, что он был всегда веселым, улыбчивым и легко мог вовлечь человека в приятный разговор или игру, оставив работу на потом. В 1903 году (в своей краткой биографии Аверченко ошибочно называет 1904 год) молодой писатель начал свою литературную деятельность. Поначалу он был редактором журнала «Штык и меч», а после переезда в Петербург основал свой журнал «Сатирикон» (с 1914 года был переименован в «Новый Сатирикон»), в котором был собран весь цвет русской сатиры: Саша Черный, Владимир Маяковский, Алексей Ремизов и другие писатели и поэты начала ХХ века. Журнал был известен не только искрометными и злободневными фельетонами, рассказами и стихами, но и карикатурами: для «Сатирикона» рисовали выдающиеся художники. О «Сатириконе» и самом Аркадии Аверченко слышал каждый читающий житель России. До 1917 года библиография писателя насчитывала уже сорок книг, часть из которых многократно переиздавалась. Так над чем же смеялся сатирик? Над царем и его семьей, над чиновниками, высмеивал он и простого, зачастую глупого обывателя, жадную и продажную прессу, скептически относился к модернистам. После выхода царского манифеста об отречении от престола был немедленно выпущен номер «Нового Сатирикона» с резолюцией Аверченко на обложке: «Прочитал с удовольствием – Аркадий Аверченко». Это была едкая пародия на резолюцию, которую писал на понравившихся документах Николай II. Однако октябрь 1917 года уже не так воодушевлял писателя: ухудшение жизни, пренебрежение большевиков к национальным и патриотических идеям – все это вызывало отторжение и неодобрение у Аверченко. А в 1918-м «Новый Сатирикон» был принудительно закрыт властями, и это стало последней каплей. В год закрытия «Нового Сатирикона» писатель через Украину переезжает в Крым, где пишет для газеты «Юг». Все более ядовитые фельетоны бьют по обеим сторонам: и по большевикам, и по белым властям. В результате этого газету закрывают, и лишь визит Аверченко, краткая биография которого на тот момент уже впечатляла, к авторитетному Петру Врангелю позволил «Югу» продолжить работу. Однако сам писатель продолжил эмиграцию и в октябре 1920 года покинул Россию вместе со 130 тысячами беженцев – первая волна эмиграции была в самом разгаре. Через Турцию и Болгарию Аверченко попал в 1922 году в Прагу, где он жил до самой смерти в 1925 году. В то время самый частый путь эмигранта заканчивался в Париже, однако Аверченко отказался переезжать во Францию. Несмотря на неприятие революции и нового режима, он хотел быть ближе к России, постоянно слышать славянскую речь. И в Константинополе, и в Праге Аверченко продолжал писать и издавать фельетоны и рассказы. Незадолго до смерти писатель почти полностью ослеп, а 12 марта 1925 года скончался от сердечной недостаточности и был похоронен в Праге.
Победителями стали:
- Голубева Анна Георгиевна
- Нутаева Галина Владимирова
- Мельников Олег Сергеевич
- Коренная Марина Викторовна
- Косыгина Елена Владимировна