Вопрос:
Биография этого писателя полна разнообразных проектов, однако делом своей жизни он считал собирательство славянской мифологии, легенд, детских сказок и мифов, которые объединял в тематические сборники. Если научные работы этого автора со временем лишились хотя бы какой-то ценности, то собрания сочинений с русским творчеством являются гордостью нации и по сей день.
О ком идет речь?
Ответ:
Афанасьев Александр Николаевич (1826–1871) родился в Воронежской области, городе Богучаре. Окончив Воронежскую гимназию, Афанасьев отправляется в Москву, где поступает в университет. Окончив его, он преподает словесность и русскую историю, а год спустя поступает на службу в архив. Пожалуй, именно годы работы в архиве стали самыми плодотворными в творческом отношении. Здесь он знакомится со многими документами, представляющими историческую ценность, но недоступными для большинства. Афанасьев издаёт журнал «Библиографические заметки», и свет увидели материалы, связанные с творчеством известных русских мыслителей, поэтов и писателей. Александр Афанасьев много пишет, выступает как исследователь и журналист. Большой любитель старины, Афанасьев исследует все, что связано с историей России, приобретает старинные рукописные книги. Ему принадлежат многочисленные труды, посвящённые истории России, он публикует их в журнале «Современник». С 1850 года Александр Афанасьев переключается полностью на исследования, связанные с фольклором, мифологией и этнографией народа. Его исследования имеют огромную ценность. Он открывает перед нами далёкое прошлое, истоки современного языка. Доводит до широких масс древние обычаи, верования, фольклор и метафоры славянской литературы. В это время публикует в многочисленных изданиях более 60 статей, в том числе: Исследование по мифологии «Дедушка домовой». «Ведун и ведьма». «Зооморфические божества у славян». «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями». «Языческие предания об острове Буяне». «Русские сатирические журналы 1769–1774 гг.». В 1952 году Русское географическое общество передаёт Афанасьеву собрание сказок, имевшееся у него в архивах. К тому времени в распоряжении писателя уже было около 1000 сказок, переданных ему Далем В. И. И те, и другие материалы требовали тщательной обработки, так как собирались разными людьми, записи отличались и качеством, и стилем. В 1855 году выходит первое издание «Русских народных сказок». Выходили сказки Александра Афанасьева несколькими выпусками. Всего в восемь выпусков было включено более 600 наименований. Он отобрал для издания самые интересные детские сказки. Именно тогда читатели впервые познакомились с Кощеем и Бабой Ягой, узнали о Жар-птице и Колобке, услышали о Теремке и Марье Моревне. Это самое большое на тот момент собрание сказок в мире. При дальнейшей подготовке материала Афанасьев продумал и классифицировал его. Он распределил сказки по разделам: былинные сюжеты, мифологические, животный эпос, рассказы о колдунах и мертвецах, бытовые сказки и юмористические. Позже, уже после смерти писателя, классификацию несколько упростили: сказки о животных, социально-бытовые и волшебно-фантастические. Но в её основе лежал принцип, который создал Александр Афанасьев. Издание сборников Афанасьева – это большое событие в общественной и научной жизни России. После его выхода многие известные критики и литературоведы того времени выступили с рецензиями. Известному собирателю фольклора принадлежит много трудов, которые издаются и в настоящее время. Всего собрание Афанасьева Александра Николаевича составляет около двух тысяч сказок. Он вошёл в историю русской культуры как первый издатель сборника народных сказок.
Победителями стали:
- Косыгина Елена Владимировна
- Коренная Марина Викторовна