Вопрос недели от 11.11.2020

Вопрос:

Секрет потрясающего успеха произведений этого писателя заключается в том, что они отражают ценности, важные каждому человеку: одиночество и отвагу, стойкость и человечность. В темы его произведений, на страницы попала биография автора. Он — «благородный индивидуалист», «скептический романтик», воспринимающий мир без иллюзии, но продолжающий видеть в нем красоту. Им зачитывались многие поколения читателей по всему миру, но Нобелевскую премию он так и не получил. Отнесен к писателям «потерянного поколения».

Назовите его имя?

Ответ:

Эрих Мария Ремарк — писатель, которого боготворили при жизни одни и хулили другие. Время расставило всё по местам, и вторых не осталось. А Ремарк существует. Даже после своей физической смерти он продолжает нести свет, мир и любовь.

Ремарк — представитель того самого «потерянного поколения», людей, которые в юности побывали на войне, а после неё так и не смогли вернуться к привычной жизнь. Всё, что было в их судьбах после неё, всё равно определялось войной. И Ремарк выбрал своей миссией нести в мир знание о том, что война — это не героические подвиги, а страх, смерть, поломанные судьбы, нелепые жертвы и отсутствие победителей.

За это его любили и ненавидели. Роман «На Западном фронте без перемен» сделал его знаменитым и богатым. Эта же книга заставила его покинуть родину, потому что набирающая силу в начале XX века в Германии партия превратила его жизнь в ад.

На первое место в его творчестве всегда выходит человек и его судьба. О чём бы он не писал, — о войне, эмиграции или любви — происходящее вокруг было декорациями для игры чувств и мыслей внутри героев. Они всегда живут в полную силу, потому что их создатель ни на миг не даёт им забыть, что смерть внезапна и неотвратима. Это знание не делало ни Ремарка, ни его героев чёрствыми. Полный гуманизма и любви, он передавал эти чувства своим строкам.

На Ремарка повлияли кумиры юности — Стефан Цвейг, Фёдор Достоевский, Марсель Пруст, Томас Манн и Иоганн Гёте. В своих романах он поднимает глобальные темы, часто неразрешимые вопросы, но делает это на примере людей, которым помимо высокой философии приходиться решать дела насущные.

Поэтому так просто увидеть себя в героях Ремарка.

Несмотря на сложность тем, которые интересовали его, подача и язык Ремарка оставались лёгкими и понятными. Молодёжь привлекает в его творчестве приключенческая романтика, людей постарше — знакомые дилеммы.

Побывав на войне, Ремарк не мог воспевать её. В своих книгах он отразил все ужасы и последствия войны, которые невозможно исправить или компенсировать. Своё отношение к баталиям и противостояниям он выражал, называя себя «воинственным пацифистом».

Не последнее место в его творчестве занимает любовь. Ремарк был любим женщинами и сам любил их. Его отношения находили отражение в книгах, он посвящал их своим возлюбленным, вдохновлялся женщинами и создавал героинь, похожих на них, переплетая личную жизнь и писательство так плотно, что их не разорвать.

Свои работы Ремарк основывал на том, что пережил. Он писал о том, что знал, через него можно прочувствовать то, что он испытал сам. Пройдя через западный фронт и получив множество ранений, он создал «На Западном фронте без перемен». После этого он сменил ещё целую кучу профессий, и это нашло отражение в его творчестве.

Но в первую очередь его надо читать потому, что ни один другой писатель не воспевал так любовь во все времена, особенно тяжёлые.

Любовь у Ремарка разная: романтическая, дружеская и просто человеческая. Сострадание он ставил выше гордости, не зря в его родном городе есть Центр мира Эриха Марии Ремарка. Жизнь полная гонений и разочарований не ожесточила его, а сделала символом пацифизма и бесстрашия.

Писательская карьера Ремарка началась с головокружительного успеха «На Западном фронте без перемен». Только в первый год после публикации (1929) в Германии было распродано полмиллиона экземпляров. История простого солдата немецкой армии во время Первой мировой показала суровую действительность участников боевых действий. Вчерашние школьники, рыбаки, крестьяне на войне прощаются с тем, кем они были навсегда, и становятся тем самым «потерянным поколением».

«Три товарища» продолжают поднятую тему поломанной молодёжи, описывая жизнь в Германии после войны, вернее, между двумя войнами. Три верных друга держат автомастерскую, участвуют в гонках, устраивают весёлые пирушки, когда позволяют скромные доходы, и просто проживают свою молодую жизнь на полных оборотах. Также как они держатся вместе, когда всё хорошо, они не бросают свою дружбу, когда дела начинают катиться под откос.

В «Триумфальной арке» Ремарк снова говорит о войне, только теперь о Второй мировой, которая тихой поступью приближается. Талантливый хирург вынужден бежать из Германии в Париж, но там он может работать только нелегально. Постоянно опасаясь приближения нацистов, раскрытия его практики местной полицией и того, что завтрашний день не настанет, Равик тем не менее впускает в свою жизнь любовь. Правда и она оказывается почти подпольной.

Одна из немногих книг, чей сюжет разворачивается не на политическом фоне, — это «Жизнь в займы». В ней Ремарк фокусируется на чувствах и показывает их остроту, когда герои точно знают — жить им осталось не долго. Автогонщик Клерфэ встречает больную туберкулёзом Лилиан. Она не теряет духа и собирается провести остаток дней в движении, пытаясь выжать максимум эмоций и впечатлений. Влюблённые отправляются в путешествие, воспринимая каждый день вместе, как подарок судьбы.

«Ночь в Лиссабоне» вновь вернула Ремарка к рассуждениям о разрушительной силе войны, которая проходится железным сапогом по людям и странам. Герой рассказывает, как бежал в Лиссабон и пытается раздобыть фальшивые документы, чтобы он и его возлюбленная могли бежать в США. Загадочный незнакомец готов помочь ему, но при условии, что герой выслушает историю его жизни, которая на самом деле является историей целого континента, раздавленного нацизмом.

Если хочется познакомиться лично с Ремарком поближе, то стоит начать с «Чёрного обелиска». Книгу нельзя считать классической автобиографией, но общего у героя и автора подозрительно много. Вернувшись с фронта, молодой Людвиг пытается отыскать своё место в послевоенной Германии, сломленной поражением и глубоким кризисом. Он берётся за любую работу, а также с ужасом наблюдать за тем, что многих его знакомых начинается затягивать зарождающая идеология.

«Время жить и время умирать» вновь обращается к жизни простого солдата. Эрнст Гербер приезжает домой с фронта, только война уже Вторая мировая. У него есть всего три недели, чтобы побыть в родном городе, который изменился до неузнаваемости. Вместо привычной жизни он видит страх и развалины. Но даже в этом ему удаётся отыскать любовь, надежду и сострадание. Только Эрнсту пора возвращаться на войну. После того как он немного пожил настало время умирать.

Последним романом Ремарка стал «Земля обетованная». Он так и не закончил его, рукопись была опубликована его вдовой. Это история беженцев, которые спрятались от войны в США. Герой попадает в новые земли совершенно другим человеком, потому что всё, что у него было до этого, осталось в прошлом, даже документы. Он начинает строит жизнь с нуля, примеряя новую личность. И хотя на первый взгляд он не плохо устроился, он мечтает когда-нибудь вернуться домой, как и все остальные иммигранты.

Если до этого Ремарк к вам в руки не попадал, то искренне вам завидую, потому что впереди у вас тот самый прекрасный момент, когда открываешь его для себя и знакомишься с его языком, стилем, настроением.

 

Победителями стали:

  • Косыгина Елена Владимировна