Вопрос недели от 17.03.2021

Вопрос:

В Горно-Алтайске на съемках фильма «Живет такой парень» этот писатель познакомился с Шукшиным, сыграл в картине эпизодическую роль. Уехав с Алтая, он работал в геологических и изыскательных партиях в Восточных Саянах, в зое затопления Братской ГЭС, в Забайкалье, на Дальнем Востоке, на Сахалине. В 1960 году он был принят в Союз писателей.

Назовите имя советского прозаика?

Ответ:

Глеб Александрович Горышин (15.03.1931–10.04.1998) родился и всю жизнь прожил в Ленинграде, но детство его «прошло в лесах». Основы его миросозерцания, по признанию писателя, были заложены в войну, когда семья эвакуировалась в Пестово на Мологе, затем в Мантурово на Унже, в 1943 переселилась в Тихвин, в прифронтовую зону, где служил отец, после прорыва блокады вернулась в Ленинград. В семье Горышин прошел школу «исконно народного, с богатством присловий, новгородского языка», которым в совершенстве владели его бабушка, мать и тетушка – учитель русского языка и литературы. По окончании 182-й ленинградской школы (здесь литературу  преподавал Б.Г. Лейн – о нем рассказ «Любовь к литературе», 1984) в 1949 поступает на отделение журналистики ЛГУ. Окончив его в 1954, уезжает по распределению на Алтай, на целину, о чем позднее вспоминал: «Это был мой первый самостоятельный шаг, первый кирпич в собственноручной кладке судьбы-биографии. Слава богу, что я его совершил, первый шаг определил весь дальнейший путь…» («Эта книга», 1980). Важно и другое признание: «Уезжая с Алтая, опять возвращался туда, потому что именно там первоначало моей литературной судьбы. Алтай меня вывел в люди, можно сказать и так» («О пользе пешего хождения», 1978). Собкором газеты «Сталинская смена» (с 1956 – «Молодежь Алтая») по Бийской группе районов и Горному Алтаю Горышин работал с 1954 до весны 1957, регулярно публикуя здесь, а с 1955 и в «Алтайской правде» очерки-репортажи с целинных полей. Ряд текстов, отразивших, по его словам, «слишком остро, буквально, с опережением событий» воспринятые оттепельные настроения, стали поводом для его отстранения от должности в мае 1957. Писательским дебютом стал написанный на Алтае рассказ «Лучший лоцман» (1957) о лесосплавщиках на Бие. Алтайские сюжеты составили и первый сборник рассказов Горышина «Хлеб и соль» (1958). Здесь, в рассказе «Бельфлер-китайка» впервые появился надолго ставший любимым героем автора наблюдатель поста гидрометслужбы на Телецком озере Н.П. Смирнов, создатель яблоневого сада на берегу озера, «умудренный тайгой и трудами» натурфилософ (о нем – «Не только о погоде», 1976). В Горно-Алтайске на съемках фильма «Живет такой парень» Горышин познакомился с В. Шукшиным, сыграв в эпизоде роль «здорового мужика»; дружба и переписка с Шукшиным продолжалась до его смерти. В поздние годы Глеб Александрович опубликовал и свой самый ранний алтайский рассказ «Есть по Чуйскому тракту дорога…» (1990) как свидетельство общей для молодой литературы конца 1950-х «решимости впервые раскрепоститься», «вылущиться из насаждаемого десятилетиями идеологического норматива». «Помню, – признавался Горышин, – меня тогда поразили первые рассказы Юрия Казакова (чуть позже – рассказы Василия Шукшина) – именно свободой самоизъявления, какой-то неуемностью личностного начала, игрою словом, никем до этого не тронутой правдой жизни… Вернувшись с Алтая, печатается в ленинградской периодике («Нева», «Звезда», альм. «Молодой Ленинград» и др.). Вместе с А. Битовым, В. Курочкиным, С. Тхоржевским, В. Конецким, В. Голявкиным, Б. Сергуненковым, В. Ляленковым входит в молодежное ЛИТО при издательстве «Советский писатель» под руководством сначала Л.Н. Рахманова, позднее М.Л. Слонимского. Сборник «Хлеб и соль» был поддержан критикой, отмечалась свежесть прозы молодого автора. Ю. Казаков увидел в нем человека, «щедрого на красоту и добро»; рассказы Горышина, внешне обыденные, «обогащены внутренней поэзией, пульсирующим подтекстом», «туги и наполнены ощущениями мощными»; «прочитав их, хочется самому сделать что-нибудь настоящее» (Щедрость души // Лит. газета. 1959. 14 июля). В 1960 принят в Союз писателей СССР (позднее – член СП России). В 1958–1962 Горышин работает в геологических и изыскательских партиях в Восточных Саянах, в зоне затопления Братской ГЭС, в Забайкалье, на Дальнем Востоке, вновь на Алтае; в 1962 – корреспондент «Правды» на Сахалине. Экспедиция на Восточный Саян дала материал для «таежных» рассказов «Земля с большой буквы», «Саранка», «Три связки оленей»; из зоны затопления Братской ГЭС, из Забайкалья, с Дальнего Востока он привез повести и рассказы «Близко море», «Живые люди», «Накат», «Около океана», цикл очерков «Кто сидит со мной у костра», они вошли в сборники, изданные в начале 1960-х: «Фиорд Одьба» (1961), «В тридцать лет» (1961), «Земля с большой буквы» (1963). «Моим пером, – вспоминал Горышин, – водило чувство свободы и счастья жить в мире, исполненном красоты и силы жизнетворчества» («Сюжет на тропе», 1976). Путевой очерк останется и позднее его рабочим жанром, а дорога, тропа – главным сюжетообразующим началом его прозы. Писатель не изменит журналистскому принципу поиска материала: «Надежда моя – на дорогу или, вернее сказать, на тропу; мой сюжет на тропе, надо вначале его отыскать, промерить сюжет ногами, а потом написать. Это правило я выработал для  себя за годы странствий…». В самом значительном своем произведении – в повести «Запонь» (1965–1970), посвященной работавшим в 1942 на лесосплаве девушкам-блокадницам, писатель на широком документальном фоне, обращаясь к блокадному опыту отца, ставит вопрос об источниках нравственной стойкости военного поколения. В последние годы (1991–1998) Глеб Александрович работал в жанре «мемуаров о происходящем»: из лета в лето живя в вепсской деревне Нюрговичи, создавал хронику деревенской жизни, с пристальным вниманием фиксируя смену социальных, природных, погодных, собственных душевных состояний – циклы очерков «Луна запуталась в березе» (1991), «Слово Лешему» (1992), «Возвращение снега» (1993), «По весне, по осени» (1993), «Время дергача» (1994), «Назову собаку Песси» (1995), «Меняют нижние венцы» (1995), «И вздох осин при каждом шаге» (1996), «Черемуховый рай» (1997). Восхищение чудом жизни и благодарность за это чудо – главный мотив его поздней прозы, подведение жизненных итогов – ее основная грустная тема. Мягкий лиризм, живописность слова, тонкость пейзажных зарисовок, близких стихотворениям в прозе, общий интонационно-повествовательный ритм составили естественную основу для перехода Горышина-прозаика к поэтическому творчеству, в очерковые циклы он свободно включает стихотворные тексты, публикует подборки стихов, издает поэтические сборники «Виденья» (1990), «Возвращение снега» (1996). Дневниковые записи 1970–1980-х легли в основу мемуарных повестей «Мой мальчик, это я: записки по вечерам» (1994), «Что читать при инфаркте: записи по вечерам» (1997). В 1995 награжден премией им. И. А. Бунина СП России и администрации Орловской области «За лучший рассказ года» («И дева плачет на рассвете…», 1995). В 1999 посмертно издана подготовленная автором, но при жизни не увидевшая света книга очерков «Слово Лешему». В 2005 опубликован сборник прозы разных лет «Звенит озябшая трава». Горышин – автор более 30 книг прозы, они переведены в Польше, Венгрии, Чехословакии, Японии.

       

Победителями стали:

  • Нутаева Галина Владимировна
  • Косыгина Елена Владимировна
  • Коренная Марина Викторовна