Вопрос недели от 26.02.2025

Вопрос:

Идея этого проекта впервые была изложена в докладе Императорскому Географическому обществу в марте 1908 года. К ней вернулись в начале 30-х годов прошлого века, но планам помешала Великая Отечественная война. Через несколько лет проект вновь стал обсуждаться на всех уровнях, но дальше завоза первой партии материала дело не пошло. Периодически о нем вспоминали в 70-х годах, затем – в начале нового века. Нынешний губернатор Камчатского края назвал его «фантастической историей, которая никогда не будет реализована».

О каком проекте идёт речь?

Ответ:

К концу XIX века было выявлено, что реки западного побережья Камчатки дают более обильные уловы, но там нет гаваней для стоянки судов. Отсутствие регулярного транспортного сообщения приводило к огромным убыткам. В таких условиях вполне естественно возникла мысль о том, что западное побережье следует связать с Петропавловском. Средством связи между ним и западным побережьем могла служить железная дорога. Почему речь шла именно о железной дороге? Да потому что в то время железнодорожный транспорт был единственным, способным перевозить значительные грузы на большие расстояния: гужевой для этого явно не подходил из-за малой грузоподъемности, низкой скорости и высокой стоимости, а автомобили, пригодные для эксплуатации, еще отсутствовали.

Первые разработки проекта проводились в 1907-1908 годах XX века. Но для этого не имелось ни технических, ни экономических, ни политических возможностей. Об огромной трудности подобного строительства на отдаленной болотистой территории с пересеченным рельефом и сложным климатом говорит хотя бы такой пример: на расстоянии в 470 километров от Ичи до Озерной текли шестьдесят четыре малых и больших реки, через которые при устройстве традиционной железной дороги требовалось соорудить мосты.

1 января 1930 г. Правительство СССР приняло постановление, обязывавшее Народный комиссариат путей сообщения СССР в 1931 г. провести изыскательские работы на Камчатке между Петропавловском и Усть-Большерецком и приступить к постройке железной дороги. В дальнейшие планы АКО входило и сооружение второй линии дороги по маршруту из Петропавловска по долине реки Камчатки до ее устья. Протяженность этой ветки определялась в 600 километров. Здесь основными грузами должны были стать лесоматериалы, заготовленные Ключевским лесопромышленным комбинатом.

Однако Великая Отечественная война затормозила проектные работы. Лишь 4 октября 1948 г. Совет Министров СССР принял постановление № 3735, предусматривавшее строительство железной дороги «южно-сахалинского типа» от Петропавловска до рыбокомбината имени Микояна и от него до Озерной. Эта работа возлагалась на Министерство внутренних дел СССР. Еще одним аргументом в пользу железнодорожного пути было его важное стратегическое значение: «Воинские соединения из-за отсутствия дорог не могут маневрировать внутри полуострова, а также, при необходимости, передислоцироваться с одного на другое, кроме как морским путем». Но так или иначе, строить полноценную железную дорогу так и не начали, а рельсы, которые успели завезти, проложили в Петропавловском морском порту – по ним двигались портовые краны.

В 1970-х один из отечественных изыскателей, проектировщик довоенного БАМа, руководитель байкальской экспедиции Бамжелдорпроекта Эдгар Норман предложил проект Ленско-Камчатской магистрали, проходящий от Усть-Кута до Петропавловска-Камчатского. В начале нового века идею строительства железной дороги с материка до юга полуострова высказывал бывший губернатор КАО О.Н. Кожемяко. «Никогда не будет построена железная дорога до Петропавловска-Камчатского, так как нет ни грузовой, ни пассажирской базы. Если ко мне кто-то приходит и говорит: давайте построим железную дорогу на Камчатку, сразу заканчиваю разговор с инициатором», — говорит нынешний губернатор Камчатского края В. Солодов.

Победителями стали:

  •  Сечина Лариса Григорьевна
  • Ульянов Андрей Андреевич
  • Зыгарь Татьяна Юрьевна
  • Толкачева Анжела Арнольдовна
  • Алотов Михаил Юрьевич
  • Федотова Любовь Васильевна
  • Ванина Татьяна Ивановна
  • Зыгарь Анастасия Ильинична
  • Косыгина Елена Владимировна