Вопрос:
«…Горький и дикий запах земли:
Темной гвоздикой поля поросли!
В травы одежды кинув с плеча,
В поле вечернем горю как свеча…»
Эти строки принадлежат поэтессе, в которую были поголовно влюблены все члены литературного журнала «Аполлон», выходившего в Санкт-Петербурге в начале ХХ века. Ей посвящали стихи, ее боготворили Гумилев и Волошин. Однако увидеть воочию автора модных стихов, в чьих жилах, согласно легенде, текла горячая испанская кровь, так никому и не удалось.
О какой поэтессе идет речь? Какова причина ее затворничества?
Ответ:
В 1909 году в редакцию петербургского журнала «Аполлон» стали приходить письма со стихами на надушенной бумаге с засушенными цветами между страницами. В графе «Отправитель» значилась только одна литера Ч., обратного адреса на конвертах не было.
Оказалось, девушку зовут Черубина де Габриак: ей 18 лет, она графиня и наполовину испанка, воспитывалась в монастыре, а сейчас живет под строгим надзором отца-деспота.
Таинственная красавица часто звонила в редакцию и продолжала присылать стихи, но от личного знакомства почему-то воздерживалась. Литературному успеху это, впрочем, не мешало — даже наоборот: поэтессу охотно публиковали, читатели и критики были в восторге.
Черубину много раз пытались выследить: то дежурили на вокзале, когда она якобы собиралась выехать за границу, то опрашивали едва ли не всех обитателей особняков Каменного острова.
Разоблачил де Габриак Михаил Кузмин, выведав ее номер телефона. Оказалось, что под звучным именем скрывается Елизавета Дмитриева — учительница женской гимназии и молодая поэтесса, прославившаяся, кстати, очень едкими пародиями на Черубину, а сам розыгрыш придумал Максимилиан Волошин.
Как говорили современники, она была на редкость некрасива, хотя на дошедших до нас фотографиях запечатлена вполне симпатичная молодая женщина, слегка полноватая. К тому же она прихрамывала после перенесенной в отрочестве болезни. В этом и была одна из причин мистификации: поэтесса понимала, что ее реальный образ очень уж не соответствует эстетическим запросам и публики, и самого редактора «Аполлона».
Дальнейшая судьба Елизаветы Дмитриевой была непростой и трагичной: выйдя замуж за инженера Всеволода Васильева, она увлеклась антропософией, религиозно-мистическим учением, суть которого — познание, стремящееся привести духовное в человеке к духовному во Вселенной. В начале двадцатых годов была арестована вместе с мужем, так как молодая Советская власть не признавала «буржуазных философских заскоков».
В дальнейшем она работала в редакции детского журнала, библиотеке Академии наук. После очередного ареста и высылки в Ташкент Елизавета стала автором еще одной литературной мистификации, написав и выпустив книгу якобы переводов стихов китайского философа Ли Сян Цзы «Домик под грушевым деревом». В 1928 году Елизавета Ивановна Дмитриева умерла от рака печени в Ташкенте.
Победителями стали:
- Алотов Сергей Юрьевич
- Федотова Любовь Васильевна
- Косыгина Елена Владимировна
- Зыгарь Татьяна Юрьевна