Старшее поколение наверняка помнит нашумевший в свое время научно-популярный фильм с таким названием, в котором рассматривалась гипотеза существования развитой человеческой цивилизации несколько тысяч лет назад. Необычное название этого произведения, мне кажется, как нельзя лучше отражает смысл очередного юбилея, отмечаемого общественностью Корякии в эти дни. Сегодня мы вспоминаем об учреждении, которое за небольшой срок заложило основы нашего с вами будущего – воспитания наших детей-северян.
Тридцать лет назад, после создания окружной Ассоциации народов Севера, на территории округа началась активная работа по возрождению национальной культуры, языков, традиционных промыслов. Одним из самых первых и эффективных решений в этом направлении стало открытие Паланского педагогического училища, которое готовило преподавателей национальных языков, и окружного Института усовершенствования учителей. Спецификой института стала разработка и внедрение в широкую практику учебных программ, рассчитанных именно на наши школы, школы маленьких северных сел, в которых учатся дети оленеводов и охотников, в семьях которых еще говорят на языке бабушек и дедушек. Что же, спросят читатели, до этого времени ничего подобного не было? Было, конечно, различные всесоюзные и всероссийские министерства и ведомства тоже работали над изучением особенностей коренных народов, появилась даже целая наука «Этнопедагогика», принимались «планы и меры по усовершенствованию…», однако учебников для национальных школ издавалось мало, педагогов тоже не хватало, и уж тем более никто не готовил таких специалистов с учетом менталитета аборигенов, их духовной и материальной культуры. Так что работникам нового Института пришлось начинать практически с нуля, даже в материальном плане, потому что, кроме помещения больше не было ничего. Первому директору Вере Андреевне Клочек нужно было решать массу насущных вопросов – от утверждения штатного расписания и поиска грамотных специалистов до «выбивания» дефицитной оргтехники (печатных машинок, поскольку компьютеры тогда еще не вошли в нашу жизнь) и писчей бумаги. И все сложилось: в одном месте собрались настоящие энтузиасты своего дела, молодые и пожилые, те, кто обладал необходимым опытом, и те, кто горел идеями по перестройке всей системы северного образования. Про каждого из них нужно писать в отдельности, и хорошо бы даже создать со временем «Энциклопедию педагогов Корякии», в которой были бы большие главы, посвященные той же Вере Андреевне Клочек, Галине Кававовне Авев, Евдокии Егоровне Банакановой, Клавдии Николаевне Халоймовой, Галине Николаевне Харюткиной, Михаилу Ивановичу Попову, Татьяне Сергеевне Бышовой, Марии Федоровне Ушаковой, Анатолию Федоровичу Макееву, Марии Разумовне Жирковой, Александру Владимировичу Ключникову, Ларисе Георгиевне Хамидулиной, Татьяне Константиновне Заевой, Раисе Николаевне Авак, Валентине Романовне Дедык и многим-многим другим. Их судьбы были разными, но объединяло их одно – вера в то, что общими усилиями они смогут вернуть нашим малым народам их духовную сущность, их язык и культуру. Приходилось работать сразу в нескольких направлениях – главным, конечно же было издание всевозможных учебников и методических пособий, которых катастрофически не хватало в образовательных учреждениях округа; следующей по важности стояла работа с педагогами на местах, с воспитателями детских садов, учителями общеобразовательных школ, с руководителями учреждений и кружков дополнительного образования – они должны были в короткие сроки овладеть тонкостями преподавания родных языков и основ национальной культуры; и никто не отменял непосредственного общения с детьми, которые стали хрупкими всходами на экспериментальном поле новой корякской педагогики. Несколько лет велась работа по сбору информации о священных и культовых местах Корякского округа, которая должна была лечь в основу окружного закона об охране и использовании памятников истории и культуры автономии.
Большим подспорьем в работе стало общение с коллегами из других регионов России, столкнувшихся с такими же проблемами в своих национальных округах, со специалистами из стран, занимавшихся североведением многие годы – Канады, Норвегии, США, Финляндии. Участие в больших конференциях обогащало работу методистов Института усовершенствования учителей, но куда более радостными были их поездки по округу, где они вновь погружались в родную среду, могли воочию наблюдать эффективность мер, разрабатываемых в институте.
Более пятнадцати лет проработал слаженный коллектив на благо Корякского округа. После начала объединительного процесса институт потерял статус самостоятельного учреждения и стал Корякским филиалом Камчатского института повышения квалификации педагогических кадров. Штатная численность сотрудников сократилась в несколько раз, основу филиала составляли специалисты по преподаванию родных языков – корякского, эвенского, ительменского. Сегодня на территории округа осталось работать два человека – Раиса Николаевна Авак и Валентина Романовна Дедык, которые именуются специалистами кафедры родных языков, культуры и быта коренных малочисленных народов Севера Камчатского института развития образования. Вдумайтесь – всего два человека отвечают за реализацию таких мероприятий, как «продолжение работы по разработке и изданию программ, учебных (в т.ч. книг для чтения, словарей, хрестоматий) и методических пособий по обучению родным языкам коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Камчатки; совершенствование методики преподавания родных языков, в т.ч. возможности использования такого подхода в обучении языкам детей дошкольного и начального школьного возраста как «языковое гнездо»; внедрение системы дистанционного электронного обучения родным языкам малочисленных народов, используя опыт успешных интернет-проектов и технологий по изучению языков; проведение научных и научно-практических мероприятий, направленных на сохранение и развитие родных языков и культуры коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Камчатского края». Цитаты взяты мной из резолюции Международной научно-практической конференции «Сохранение и развитие родных языков и культуры коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Камчатского края: проблемы и пути решения», прошедшей в конце 2019 года в Петропавловске-Камчатском.
И вновь я возвращаюсь к юбилею – 30 лет назад, создавая окружной Институт усовершенствования учителей, мы говорили о нашем будущем. Мы говорим о нем и сейчас, когда оно целиком зависит от нас с вами. И никакие резолюции не воплотятся в жизнь, если мы сами не сохраним наш язык и культуру.