Завидовать ли человеку, встречающему свой юбилей, с головой уйдя в работу? «Эх, глупый», — скажут многие, — «надо собрать банкет побогаче да людей пригласить побольше, чтобы звучали хвалебные речи и дарили красивые подарки». Этим ли измеряется твой жизненный успех, шумными торжествами войдешь ты в память людскую? Наверное, нет. Память земляков хранит твой труд, твое каждодневное старание над самым важным, что сегодня есть у нас – над воспитанием настоящего человека.
Казалось бы, ну какой педагог из худого, импульсивного юноши с густыми бровями, который и не помышлял о такой ответственности. Рос себе и рос Сергей в большущей семье оленеводов, где одних детей было десять человек. Закончил начальную школу в родных Рекинниках, поехал, как и все северные дети, в Ильпырский интернат, учиться дальше. Среднюю школу заканчивал уже в Тымлате, где была десятилетка. Высокий и ловкий, как истинный сын оленевода, Сергей Кутынкавав решил стать преподавателем физкультуры. Поехал в Хабаровск, поступил, да вот с учебой не заладилось с первых дней – руководство факультета относилось к коренным северянам как к поставщикам пушнины и вкусной рыбы, а горячий нрав уроженца корякской земли не позволял мириться с такими порядками. Поехал обратно на Камчатку, и встретил по дороге земляков, которые учились в Елизовском профессиональном училище на сварщиков. Так и получил Сережа первую профессию. Потом, как и полагается — служба в рядах Советской Армии, да не где-нибудь, а на подводной лодке. Три года провел Сергей Кутынкавав в море, в отсеках старенькой подводки, изготовленной почти полвека назад. Молодость хороша тем, что не держит человека на одном месте, и каждый новый день дарит тебе массу надежд и возможностей. Так и работал бы Сергей рубщиком леса в Приморье, или матросом на БМРТ, когда-нибудь осел бы, остепенился, отрастил брюшко и катался по Петропавловску на заграничном джипе, но нет. Те, кто хорошо знает нашего юбиляра (а знает его, как минимум, половина Камчатки), помнит и то, что душа у него – настоящего авантюриста, любителя искать и находить приключения на свою голову. Вот и произошла в 1990 году в столице нашего края случайная встреча родственников, дяди и племянника, Иосифа Иннокентьевича Жукова, который ехал с ансамблем «Мэнго» на гастроли, и Сергея Рудольфовича Кутынкавава, отдыхающего на берегу после очередного рейса. Иосиф, недолго думая, позвал Сергея к себе в коллектив. Несмотря на то, что никакими танцами он никогда не занимался, только петь любил, да и заработки обещанные были в разы меньше, чем в море, неожиданно для самого себя Сергей согласился.
Так начался трудный и порой совсем неблагодарный путь артиста. «Мэнго», переживавший после гибели своего создателя Александра Гиля трудные времена, искал опору. Нужен был новый репертуар, новое осмысление духовных традиций аборигенов, нужны были гастроли, выступления, которые в буквальном смысле кормили коллектив (не будем забывать, что 90-е годы были нелегкими для всей страны, а для Севера – в особенности). За почти десять лет в ансамбле сменилось три руководителя, каждый из которых отстаивал свою концепцию и искал единомышленников среди артистов. И все-таки основой программы оставались знаменитые номера, поставленные Гилем, номера, в которых яркая личность Сергея Кутынкавава раскрылась максимально – «Тропинка», адажио из балета «Мэнго», «Ярмарка», «Бубнисты» позволили артисту показать свой талант вокалиста и танцора. И не только зрителям приглянулся улыбчивый и громкоголосый юноша, буквально через три года после начала своей артистической карьеры он стал супругом настоящей северной красавицы – Светланы Беляевой, которая к тому времени уже носила почетное звание Заслуженной артистки РФ. Как ни странно, но именно наш Корякский край богат на творческие семьи, где муж и жена увлечены одним делом, живут одними интересами, помогая и поддерживая друг друга. Так произошло и с нашим героем. Сначала они были гармоничными партнерами на сцене, потом они стали красивой супружеской парой, родившей замечательного и такого же улыбчивого, как отец, Петра. И, наконец, опять-таки случай повернул их жизнь в том направлении, которое для них является главным уже более четверти века. Как я уже говорила, 90-е годы прошлого столетия были очень тяжелыми в материальном плане: подолгу не выплачивали заработную плату, в магазинах не было элементарных продуктов питания, и молодая семья крутилась как могла в поисках дополнительного дохода. В 1992 году к Сергею и Светлане обратилась за помощью учитель Людмила Дмитриевна Панасевич, которая собиралась везти группу паланских школьников за границу, в рамках молодежного культурного обмена. Руководством было решено, что школьники должны достойно представить Корякский округ, а для этого хорошо бы подготовить какой-нибудь национальный танец. Путем проб и ошибок, записав при помощи Андрея Косыгина фонограмму, молодой танцор сделал первые шаги на ниве хореографа-постановщика. И так бы и канул в Лету этот, пусть и успешный, опыт, но чуть позже руководство Паланской средней школы начало активно заниматься досугом и развитием поселковой детворы, открыв при школе множество кружков, в числе которых был кружок модной в то время ритмики. Единственную ставку руководителя разделили Сергей Кутынкавав и Светлана Беляева. Так начался славный путь ансамбля «Школьные годы», являющегося сегодня, наряду с другими прославленными коллективами, визитной карточкой Корякии. Начинающим хореографам приходилось нелегко – они хотели, чтобы дети не просто красиво и ритмично двигались под музыку, они хотели сделать то, что до этого еще никто не делал в Палане – создать детский ансамбль, который исполнял бы самые современные танцы, без скидки на юный возраст, чтобы каждое выступление превращалось в настоящее красочное и незабываемое шоу. При этом никто не освобождал их от основной работы, которая требовала ежедневной отдачи.
Сергей Кутынкавав стал руководителем детского ансамбля очень рано, ему еще не было тридцати лет, когда на него легла ответственность за несколько десятков мальчишек и девчонок самого разного возраста – от воспитанников детского сада до старших подростков, переживающих первую романтическую влюбленность и отстаивающих свой авторитет среди сверстников. Как заставить всю эту галдящую и беспрестанно прыгающую массу выполнять замысел постановщика, как раскрыть в каждом артиста, с удовольствием и гордостью выходящего на сцену? Это секрет, и как ни пытался Сергей Рудольфович объяснить мне, какими методами он пользуется в работе с детьми, все превращалось в общие фразы, не способные описать весь диапазон педагогических приемов. Часто присутствуя на репетициях «Школьных годов», я наблюдала за Светой и Сергеем со стороны, и видела, как одним взмахом руки и нахмуренными бровями решались самые сложные вопросы, как хорошая шутка и веселый напев способны моментально стереть слезы с румяных щек солиста, еще и говорить-то толком не научившегося. Страшно было браться за такую нагрузку? Страшно, но и здесь свою роль сыграла вера в удачу и, конечно же, помощь всех, кто уже несколько десятилетий помогает детскому коллективу – родителей, начальников всевозможных ведомств и организаций, общественников, губернаторов. Выросло уже несколько поколений первых «школьногодовцев», которые сегодня сами руководят ансамблями в разных концах нашей большой страны. Ансамбль вместе со своими руководителями объездил всю Россию, множество зарубежных стран, став лауреатом всевозможных конкурсов и фестивалей. Сергей Рудольфович успел получить два высших образования, обзавестись целой кучей Почетных грамот, Благодарностей и подарков органов власти Камчатского края и других регионов. Что же для него сегодня главное?
А главное – возродить в детях интерес к родной культуре, сделать ее такой же необходимой, как и все, что нас окружает. Как ни странно, но сами Сергей и Света обратились с детьми к северной хореографии только через несколько лет после начала работы ансамбля. Самые первые поставленные номера, «Нерпы», «Нынче праздник на селе» показали им, каким бесценным сокровищем они владеют, и сегодня в репертуаре «Школьных годов» национальные номера – это та фишка, из-за которой их с нетерпением ждут во Владивостоке и Москве, в Париже и Милане. Благодаря многолетним хождениям по инстанциям и личной настырности руководителей ансамбля у них появился настоящий Дом, в котором находятся репетиционные залы, тренажерные помещения, костюмерные, мастерские декоративно-прикладного искусства, где юные артисты учатся шить и изготавливать украшения и сувениры, рисовать, вырезать из дерева и кости; есть свой музей, в котором уже сейчас просто невозможно разместить бесчисленное количество наград, фотографий и подарков. О чем же еще мечтает сын оленевода Сергей Кутынкавав, проходя по уютным залам своего любимого ансамбля? О том, чтобы создать большой этнокультурный центр, и не столько для туристов, сколько для нас самих, для наших детей, чтобы с первых дней они видели, как и чем живет их народ.
Счастливый человек живет рядом с нами, ходит по нашим улицам, работает, мечтает, и ведет его по жизни непоколебимая вера в то, что все будет хорошо, надо только не забывать, для чего ты родился и как проживешь на этой земле.