ЖИВОЙ ПОТОК

История – это не только древние артефакты в музее или пожелтевшие от времени газетные страницы. История – это мы с вами, живущие на этой земле здесь и сейчас. Через какое-то мгновение наши слова, мысли, поступки станут историей, и только от нас самих зависит, вспомнят ли о них через месяцы и годы, а если вспомнят, то как…

Казалось бы, только вчера шел с тяжелой работы по вечерней улице невысокий крепкий молодой человек с маленьким сыном на плечах, приветливо здороваясь и при этом оставаясь погруженным в свои мысли. Прошло совсем немного времени, и вдруг на каком-то из концертов, которых тогда, в начале 90-х годов прошлого века, проводилось много, на сцену вышли несколько человек в достаточно скромных костюмах: ситцевых камлейках, бисерных головнушках и началось что-то абсолютно незнакомое и чудесное – под музыку и чуть хрипловатый голос солиста разворачивалась картина о красивой и волшебной северной земле, где живут  грациозные и гордые парни и девушки. Вот они – оленеводы, соревнующиеся в ловкости и мастерстве, а сейчас на сцену величаво выплывают лоснящиеся белухи, которые, кажется, специально приманивают своими плавными движениями сирен доверчивых охотников. Через минуту зал заполняется веселыми криками гостей на любимом празднике «Хололо», тут и уляу в страшных масках, и традиционные игры, и – коронный номер – подбрасывание гостей на медвежьей шкуре.

Без сомнения, «Вэем» сразу же стал любимцем публики. Его с восторгом принимали и дети, и старики – ансамбль стал гармоничным синтезом древних традиций и современной сценической культуры. Нет нужды вновь и вновь рассказывать, что его основателем был Валерий Етнеут из чукотского рода, хранившего духовное богатство народов, населявших Северо-Восток нашей страны. Каждый день он слышал и слушал (а это очень редкий дар в наше время!) предания, песни, сказки своей матери Марии Тепеновны. Для Валеры мать была центром мироздания, поэтому все, что она вкладывала в своего сына, выразилось в его творчестве. Он долго, по нынешним меркам, искал себя, уходил и возвращался в «Мэнго», уезжал на Чукотку, пытаясь стать своим в «Эргыроне», опять бросал все и работал простым кочегаром, по вечерам сходясь в жестоком спарринге на татами. И думал, думал, выстраивая в голове рисунок танца под материнский напев, пока, наконец, не появилась возможность собрать СВОЙ ансамбль. Окружной Дом культуры, открывший дорогу в творчество многим мэтрам северного искусства, и в этот раз поддержал черноглазого, чем-то похожего на «главного индейца» советских времен Гойко Митича, парня, в кратчайшие сроки сплотившего вокруг себя несколько юношей и девушек, сумев заразить их верой в успех, сумев воспитать в каждом артиста. Вспомните их, первых – Валерий, его жена Лиза, Саша Шмагин,  Вася Баранников, Лера Шарифуллина, Лена Солодякова (Жукова), Валя Энпена. Когда все они выходили на сцену, то было видно, ка им самим нравится то, что они делают, с каким удовольствием каждый из них дарит свою молодость, свой талант, радость нам, зрителям.

Прошло тридцать лет. Дети, родившиеся тогда, сегодня стали взрослыми и самостоятельными людьми. Эти десятилетия стали целой жизнью и для «Вэема», жизнью, наполненной трагическими и радостными событиями: гастролями по Корякии и северу России, Аляске, постановкой  спектакля «Чагарское поле», ставшего примером уникального сплава традиционной драматургии с традиционным искусством народов Севера, страшнейшей и нелепой гибелью Валерия Етнеута, и новыми яркими выступлениями самодеятельных артистов. Сколько единомышленников и соратников помогало и продолжает помогать маленькому фольклорному коллективу – Тамара Кирпан, Андрей Косыгин, Николай Бондаренко, Тамара Белоус, Станислав Калашников, Анатолий Гершзон, Валентина Кихляп, Юрий Алотов отдали «Вэему» частичку своей души.

Никаких газетных разворотов не хватит, чтобы рассказать обо всех артистах, прошедших школу ансамбля. Ведь, как и в первые годы своего существования, он с радостью принимает всех, кто ощущает потребность выразить себя с помощью танца – несколько поколений учащихся педагогического училища, СПТУ, колледжа, работающей молодежи были настоящими корякскими «звездами», выходя к зрителям в ритмичной «Покомче» или лирической «Нашей земле», звеня колокольчиками в эвенском хороводе или падая навзничь в финале ительменского танца.

Тридцать лет прошли, как один день, и вот уже скоро, совсем скоро застучат бубны, польется над залом такой знакомый и родной голос Валеры, и вновь выйдут на сцену Вася, Женя, Валя, Лена, Марина, Кирилл, Альбина, Саша. Затихнет зал, погружаясь в волшебство, которое дарят нам артисты любимого «Вэема», вместе с ними проживая каждую секунду танца, а в конце взорвется аплодисментами и криками «Браво!». Живи, «Вэем», пусть держат тебя на плаву воды наших быстрых рек, белые снега и ласковая  зелень наших сопок и тундры, пусть светят тебе ласковые лучи северного солнца. Живи!..