НОТАЙМЭ

Советское время родило уникальное явление – литературу народов Севера. Этот феномен нельзя оценивать только по устоявшимся европейским меркам. Ведь малочисленные северные этносы представляют совершенно особую цивилизацию, которая по-другому смотрит на мироустройство и имеет свою систему ценностей, не всегда понятную людям, воспитанным на традициях классицизма и Ренессанса. Национальная литература северян начала складываться с конца 1920-х годов, когда впервые у этих народностей стала формироваться своя интеллигенция. Зачинателями ее были учащиеся национальных техникумов и студенты северных факультетов высших учебных заведений Москвы и Ленинграда. В школьных газетах, журналах, альманахах учащиеся испытывали свои силы в различных литературных жанрах. Создавая свои произведения на родном языке, они, не имея еще своей письменности, обычно пользовались для записи их латинским или русским алфавитом. С 1932 года, когда для народов Севера была создана письменность на родных языках, в местных учебных заведениях возникли кружки национального творчества, работавшие под руководством русских преподавателей. В этих кружках занимались начинающие писатели, переводчики, фольклористы, художники. В корякской национальной советско-партийной школе выходил журнал, в котором печатались первые произведения на корякском языке (очерки, рассказы, исторические предания).

Тематика первых произведений характерна для начального этапа формирования литературы. Впервые соприкоснувшись в школе и кружках с русской художественной литературой и делая попытки создать собственные произведения в письменной форме, творчески одаренная молодежь черпала темы и сюжеты из жизни своего народа, из воспоминаний детства и устного народного творчества. Поэтому их произведения насыщены этнографическими сведениями. Значительное место в этих первых сборниках занимает фольклор: былины о богатырях и межплеменных войнах, различные предания, сказки, бывалыцины. Одним из первых авторов, писавших на корякском языке, был Лев Жуков.

Он родился в небольшом селении Кахтана в 1915 году, рос в бедной семье без отца. После окончания в 1933 году Тигильской школы Лев отправился в Ленинград, где поступил в Институт народов Севера. Через три года он тяжело заболел и вернулся домой, став инструктором Тигильского районного отдела народного образования.

Еще в детстве Жуков слышал рассказы о богатыре Нотаймэ, с именем которого нымыланы связывали основание селения Кахтана.  Но когда в институте преподаватель корякского языка Сергей Николаевич Стебницкий предложил ему записать все эти предания, у юноши возникла другая идея: собрать их в одну книгу, сделав сюжетную историческую повесть.

Фоном для своей повести Жуков избрал битвы коряков с казаками, которые сотрясали всю Камчатку на протяжении нескольких веков. Но главный акцент сделан на фигуре сказочного богатыря Нотаймэ. «В повести сначала описываются детские и юношеские подвиги Нотаймэ, далее Нотаймэ выступает как организатор отряда, избавляющего кахтанинских нымыланов от нашествия русских казаков. Нотаймэ первый осваивает стрельбу из ружья. В битве с казаками победа остается за отрядом нымыланов, предводительствуемым Нотаймэ. Гордые победой нымыланы строят неприступное укрепление, которое и является основой выросшего впоследствии вокруг этого укрепления нымыланского села Кахтаны», — писал Стебницкий.

Как заметил Стебницкий, в образе Нотаймэ Лев Жуков отразил основные элементы традиционных палеоазиатских сказаний о сироте. Да, самому Нотаймэ повезло, он не был сиротой. Но сиротами выросли его родители. Они никогда не имели возможности опереться на молодых и сильных сородичей, которые могли бы защитить их от захватчиков. Как и другие герои чукотских, эскимосских и корякских преданий, Нотаймэ долго мечтал об удаче на охоте и упорно стремился найти себе красивую невесту. При этом свою недюжинную силу он обращал не только в личное благо. Нотаймэ у Жукова стал заступником всех нымыланов.

Единственное, что отличало повесть Жукова от других корякских сказок – отсутствие духов. Лев, будучи комсомольцем, сознательно отказался подчеркивать роль мистических сил в судьбе Нотаймэ. Согласно воле автора, Нотаймэ стал богатырем, удачным промышленником и воином исключительно «благодаря своему уму, силе, смелости, доблести, великодушию». Именно поэтому образ Нотаймэ оказался столь привлекательным, а характер очень человечным.

Впервые повесть Льва Жукова «Нотаймэ» увидела свет в 1937 году, она была издана еще на латинице. Через год ее переиздали уже на кириллице, добавив русский перевод. К сожалению, умерший в 1937 году Жуков эту книгу уже не увидел. Почти четыре десятилетия о книге почти не вспоминали, ее переиздание состоялось лишь в 1974 году.

«Все чавчувены и нымыланы услышали о Нотаймэ-богатыре, умеющем стрелять из ружья. Многие из далеких мест пришли и поселились вместе с Нотаймэ и его товарищами.

Выросло и стало сильным селение Кахтана…Товарищи любили своего богатыря Нотаймэ. Все его слушались.

Так жили. Давно это было. Много лет прошло с тех пор, две сотни лет и даже больше. Однако до сих пор жители села Кахтаны помнят своего богатыря Нотаймэ и рассказывают сказки про него.

Я слышал эти сказки и записал их, а вы теперь прочитали их».