ВРАЧ ДУШ И ТЕЛЕС…

«Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему (Пс.113,9) воздаю я за все то милостивое и богатое сокровище, доверенное моему ничтожеству в период моего земного бытия. Я исколесил, можно сказать, почти всю матушку Русь. Я побывал на трех материках: в Европе, Азии и Африке. Десятки государств, сотни городов, тысячи населенных пунктов и миллионы людей различных рас и национальностей прошли перед моим взором. И куда бы судьба не забрасывала меня. Я всегда и везде помнил не только о своем пастырском сане, но и о высоком назначении русского человека, всеми своими поступками и помыслами стремящегося оправдать присущее нашей великой нации чувство сердечного, участливого отношения к людям…»

9 ноября 1885 года в Вятке в семье военного чиновника Александра Анисимова родился второй сын, названный Николаем. Горячей религиозностью. Проявившейся с детских лет, он обязан своей матери Антонине Евлампиевне. Частое пребывание в храме, чистая детская молитва – все это еще в раннем детстве возбудило в нем желание послужить Господу в священном сане. В этом желании шестилетнего мальчика утвердил местный епископ, предсказавший, что пройдет время и он действительно станет архиереем.

Сразу же после окончания реального училища Николай поступил на миссионерское монгольско-калмыцкое отделение при Казанской духовной академии. Кстати, будучи подростком, он стал свидетелем чудесного исцеления своей матери протоиереем Иоанном Кронштадтским, проездом оказавшегося в Вятке, что еще больше укрепило его в убеждении о правильности выбранного пути.

Однажды архимандриту Андрею, руководившему миссионерской службой, пришло письмо с просьбой прислать на Камчатку миссионера. Выбор пал на Николая Анисимова.17 апреля 1907 года 22-летний Николай принял монашеский постриг с именем Нестор. В чине иеромонаха, получив благословение от отца Иоанна Кронштадтского, в том же году отец Нестор выехал к месту будущего служения.

Номинально принадлежавшая России, Камчатка в ту пору фактически была оторвана от нее. Неграмотные, лишенные какой-либо поддержки со стороны государства и элементарной медицинской помощи, камчадалы не особо проникались светом православия. Поэтому служба отцу Нестору предстояла тяжелая.

В конце августа 1907 года он прибыл на пароходе из Владивостока в Гижигу, крупный транспортный узел на севере Охотского моря, в которой к тому времени были храм и школа. С чего начать 22-летнему миссионеру? Те немногие коренные жители, которые когда-то давно приняли крещение, уже не помнили своего христианского имени. Основная масса кочующих северян до сих пор находилась в язычестве. Не обрадовалось приезду священника разболтанное русское население, враждебно встретили шаманы. Связывало руки и незнание языков местных жителей.

«Спокоен и осмотрителен был мой путь к сердцам камчадалов…», — пишет отец Нестор в своих воспоминаниях. Он ставил себе целью одновременно с проповедью слова Божьего  заниматься их просвещением, научить общечеловеческим нормам цивилизованной жизни, оказывать посильную медицинскую помощь. При себе у миссионера всегда был набор медикаментов, мазей и перевязочных средств, обладал он и некоторыми азами медицинских знаний.

Однако силы одного человека, даже такого деятельного, были ограничены. Именно поэтому у отца Нестора зародилась мысль о создании Камчатского православного братства с отделениями в крупных городах России для помощи коренным жителям Камчатской области (охватывавшей тогда всю северо-восточную часть российского Дальнего Востока) и организацию для них особой духовной миссии. В начале 1910 года, получив благословение правящего архиерея, отец Нестор отправляется в Санкт-Петербург, где ему удается привлечь к идее создания Братства широкую православную общественность, депутатов Государственной Думы и заручиться личной поддержкой государя Николая Александровича, государыни Александры Феодоровны и вдовствующей императрицы Марии Феодоровны.

В результате этих усилий в сентябре 1910 года во Владивостоке было открыто Православное Камчатское братство в честь Нерукотворного образа Всемилостивого Спаса, а вскоре и его отделения в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве и других городах России. Действенную помощь оказывала царская семья. Братству были подарены церковь, утварь, денежные средства, даны льготы по перевозке грузов. Официальным покровителем братства стал цесаревич Алексий Николаевич.

В 1910–1917 годах на средства братства на Камчатке были построены десятки церквей, часовен, школ, приютов, больниц, лепрозориев и амбулаторий.

Прожив долгие годы на Камчатке, иеромонах Нестор изучил корякский и тунгусский языки, перевел на корякский Божественную литургию, часть Евангелия, а на тунгусский – молитву «Отче наш», молитвы на лов рыбы, на освящение рыбы, рыбных снастей, утвержденную Священным Синодом. За эти труды отец Нестор в 1913 году был возведен в сан игумена.

После начала войны в 1914 году отец Нестор организовал и возглавил санитарный отряд «Первая помощь под огнем» и лично выносил с поля боя раненых, перевязывал их, утешал и организовывал отправку в лазареты. За героизм игумен Нестор был удостоен высшей духовной военной награды — права ношения наперсного креста на георгиевской ленте и нескольких боевых орденов.

В конце 1915 года отец Нестор был отозван с фронта, возведен в сан архимандрита и продолжил свою пастырскую миссию на Камчатке. В 1916 году по постановлению Святейшего Синода избран в первого самостоятельного епископа Камчатского и Петропавловского и в октябре 1916 года был хиротонисан во епископы во Владивостоке.

В 1917–1918 годах епископ Нестор участвовал в Поместном Соборе и выборах патриарха Тихона. После октябрьских событий 1917 года  работал в Москве в комиссии по фотографированию и описанию повреждений Кремля под председательством священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, и по благословению Собора издал книгу «Расстрел Московского Кремля», за что вскоре был арестован большевиками и более месяца находился в заключении. После завершения работы Собора епископ Нестор с большими трудностями через Киев, Одессу, Крым, Турцию, Сирию, Египет, Индию и Китай добрался до Петропавловска-Камчатского, где продолжил свое епископское служение. Вскоре, однако, большевики изгнали владыку с Камчатки.

В 1921 году епископ Нестор основал Камчатское подворье в Харбине (Маньчжурия), а позже Дом милосердия и трудолюбия, приют для детей-сирот русской и китайской национальности, приют для пожилых людей с хроническими заболеваниями, слепых и больных калек, приют для юношей-наркоманов, приют глухонемых, дом для психически больных, школы с различными прикладными искусствами: живописи-иконописи, рукоделия, шитья и кройки, столярных и ткацких ремесел, сапожной мастерской; бесплатные столовые для бедноты, бесплатную амбулаторию, зубоврачебный кабинет в Доме милосердия.

В 20–30-х годах владыка находился в ведении Заграничного Синода и посещал некоторые страны Европы и Азии, встречаясь с иерархами Русской Православной Церкви за границей, предстоятелями некоторых поместных Православных Церквей и инославных юрисдикций. Несколько раз совершал паломничество на Святую Землю.

В 1933 году епископ Нестор был возведен в сан архиепископа. В 1945 году владыка встречал приветствием от верующих города Харбина победоносную Советскую Армию. В том же году был назначен Святейшим патриархом Московским Алексием I управляющим Харбинской епархией, а в 1946 году возведен в сан митрополита Харбинского и Маньчжурского, экзарха по Восточной Азии.

В июне 1948 года митрополит Нестор был арестован в Харбине перед самым отъездом в Москву на празднование 500-летия автокефалии Русской Церкви. Советским судом был приговорен к заключению в лагерь на 8 лет. В вину ему ставилось участие в перенесении мощей святой преподобномученицы Елисаветы, организации Земского Собора во Владивостоке в 1922 году, издание книги «Расстрел Московского Кремля», строительство часовни Венценосных Мучеников и тому подобное. Находился в лагере поселка Явас (Мордовия), а в 1956 году был освобожден.

После освобождения в 1956 году владыка был назначен митрополитом Новосибирским и Барнаульским, в сентябре 1958 года уволен на покой, но уже с декабря временно управлял Кировоградской епархией.

В последние годы жизни владыка много ездил по епархии, совершал богослужения, проповедовал слово Божие, протестовал против закрытия храмов богоборческой властью.

Скончался митрополит Нестор 4 ноября 1962 года. Похоронен в ограде храма Патриаршего подворья Троице-Сергиевой лавры в Переделкино.

«Так больше мне и не пришлось вернуться на мою любимую, дорогую  Камчатку. Но сердце мое осталось там, среди любимых мною камчадалов. И молитва моя неугасима за всю Камчатскую землю со всеми ее туземцами»…