В 1930 году на реке Пенжина выросла Корякская культбаза, положившая начало планомерному и систематическому обслуживанию населения в нашем округе. Основными формами политико-просветительной и культурно-массовой работы в культбазах были беседы, доклады для населения, массовое проведение советских праздников, постановка спектаклей, показ кинофильмов, выпуск стенгазет. Вся работа проводилась на национальных языках.
Постановление о создании культбазы с продовольственно-кооперативными, врачебно-ветеринарными, культурно-просветительскими и научно-исследовательскими функциями было принято Комитетом Севера при ВЦИК в мае 1925. После дискуссий решено размещать культбазы вдали от национальных, и особенно русских, поселений на территории достаточно большой площади близ традиционных мест летних выпасов оленей. Культбазы рассматривались как будущие национальные центры в отдаленных районах Севера, организующие жизнь народа и руководящие всеми его делами. В 1928 года Комитетом Севера с участием ученых разработаны «Положение о туземных культбазах Севера» и инструкция для заведующих.
Культбаза включала туземный совет, кооперативно-торговые организации, больницу с амбулаторией и врачебно-подвижным пунктом, школу-интернат, ветеринарно-зоотехнический пункт с бактериологической лабораторией и опытно-показательным оленьим стадом, продовольственный магазин, склады, дом туземца (клуб), радиостанцию, баню, дома для сотрудников, краеведческий пункт. Строительство одной базы требовало 250—300 тыс. руб., ее содержание — 150—170 тыс. руб. в год. Более экономичный вариант культбазы включал туземный совет, кооперативно-торговые организации, школу-интернат, медицинские и ветеринарные пункты, магазин и склады.
В торжественные дни праздников на культбазах делались доклады, ставились спектакли. В докладах на корякском языке рассказывалось о событиях в стране и за границей. Культбазам принадлежала решающая роль в ликвидации неграмотности, обучении взрослого населения и детей на родном языке.
С образованием Корякского национального округа в 1930 г. и организацией Пенжинской культбазы усилилась работа по изучению коряков. В числе сотрудников культбазы работали такие квалифицированные этнографы, как А. Аполлов (1931-1935), Н. Билибин (1930-1932), В. Крылов (1932-1934), И. Богданова (1931-1934). В эти годы активное участие в работе культбазы принял и К. Бауэрман, командированный Комитетом Севера для организации кузнечной мастерской в пос. Парень.
Основным направлением научно-исследовательской работы культбазы являлось исследование социально-экономических отношений у коренного населения. Такой интерес был вызван задачами социального строительства. Для реконструкции хозяйства и преобразования быта населения округа необходимы были сведения о формах хозяйства и характере общественных отношений.
Широкое развитие на культбазе получила краеведческая работа. Она развивалась довольно успешно. Это в известной степени объясняется не только хорошо организованной работой на культбазах, но и горячей любовью коренного населения к родным местам. Местные жители оказывали помощь работникам культбаз в сборе экспонатов и в создании музеев.
Большую работу проводил краеведческий пункт Корякской культбазы, занимавшийся первые годы (1930-1933) социально-экономическим и этнографическим изучением коряков. Именно на этой культбазе начал свою работу крупный краевед и этнограф Н. Н. Билибин, который опубликовал позднее свои очерки и статьи: «Классовое расслоение кочевых коряков», «Батрацкий труд в кочевом хозяйстве коряков», «Женщина у коряков» и др. Культбаза собрала много экспонатов. Некоторые из них по сей день хранятся в центральных и дальневосточных музеях.
Осенью 1931 года оргкомитет Дальневосточного крайисполкома прибыл на место строящейся культбазы и избрал ее резиденцией окружного центра. На 1 января 1932 года Корякская культбаза имела следующую картину: находилось в постройке и большею частью было закончено строительство жилых домов и складов общей кубатурой 1510524 куб.м. Сдано 16 круглых домиков диаметром 7 метров типа яранги. Проложено 500 метров дорог. Для нужд АКО построены магазин и склады.
Корякская культбаза превратилась в окружной центр с хозяйственными и культурными учреждениями, школой, больницей, ветпунктом, мастерскими, радиостанцией. В 1932 году она была передана в распоряжение Корякского национального округа, а в 1934 году переведена на восточное побережье, в район Апуки. На прежнем месте остались окружные организации, получившие в свое распоряжение весь жилищный фонд и объекты социально-культурного назначения. Столицей округа культбаза оставалась до 15 октября 1937 года, когда центр Корякского национального округа был перенесен в Палану.