ЛЕТИТ НАША ЧАЙКА…

С фотографии смотрит на нас красивая статная женщина с пышной прической и глубокими глазами. Это ученица легендарной Айседоры Дункан, хореограф Татьяна Петрова-Бытова. Впервые увидев смуглых и раскосых девушек и парней в Институте народов Севера в 1934 году, она была поражена пластикой и необычностью их движений, завораживающим рисунком нехитрых танцев. Север стал ее любовью и судьбой – свою работу она посвятила хореографическому творчеству коренных народов Севера и Дальнего Востока. Объездив множество городов и сел, где были самодеятельные коллективы и артисты, она стала родоначальником нового направления российской культуры – северной хореографии. Татьяна Федоровна несколько десятилетий работала преподавателем факультета народов Севера Педагогического университета имени Герцена, написала множество учебников и методических пособий по национальной хореографии. Создав уникальный ансамбль «Северное сияние» из студентов-северян, она объездила с ним всю Россию и Европу. Татьяна Петрова-Бытова стояла у истоков ансамблей, ставших визитной карточкой нашего Севера – «Мэнго», «Эргырон», Государственный ансамбль танца Якутии ставили свои танцы, опираясь на ее опыт и поддержку.

Татьяна Федоровна Петрова-Бытова родилась 23 мая 1910 г. в Тегеране в семье русского дипломата. Окончила курсы Высших художественных мастерских в Москве, занималась в студии «Гептахор» Айседоры Дункан, в Ленинграде окончила три курса Академии художеств. В 1934 году на одном из физкультурных праздников Татьяна впервые соприкоснулась с творчеством народов Севера. Вот как вспоминают об этом ее друзья: « Ханты, манси, чукчи, эвенки, нанайцы, эскимосы выступали в национальных костюмах. На сценической площадке они держались не очень уверенно, но удивительная свежесть северного танца, его естественность и непосредственность, ни с чем не сравнимое гармоническое своеобразие ритма и движения захватили недавнюю поклонницу Айседоры Дункан.  Ее покорила не экзотика северного танца, а его эмоциональная одухотворенность, не столько понятая, сколько угаданная в ту первую встречу. И она взялась за организацию первого кружка национальной северной хореографии». Именно тогда она устроилась на работу в Институт народов Севера. В 1935 году там был создан кружок музыкального движения, который спустя год переименовали в кружок национальных игр, физических упражнений и танцев народов Севера. Впервые пляски северян с успехом были исполнены в сюите «Народный карнавал» в сопровождении симфонического профессионального  оркестра на смотре художественной самодеятельности в Ленинградском академическом театре оперы и балета им. С.М. Кирова. За 5 лет студенты дали более 50 концертов в Ленинграде и Москве. В годы блокады Ленинграда Т.Ф. Петрова-Бытова выхаживала раненых военнослужащих в одном из военных госпиталей.

В 1948–1949 гг. она работала на северном факультете ЛГУ им. А. А. Жданова, затем – до конца жизни – в  РГПУ им. А. И. Герцена художественным руководителем ансамбля «Северное сияние». Татьяна Фёдоровна всю жизнь посвятила ансамблю и развитию национальных культур северных народов. Под её руководством из кружка самодеятельности вырос творческий коллектив, удостоенный бронзовой, серебряной и золотой медалей ВДНХ СССР.

«В своей жизни Татьяна Федоровна не однажды бывала на Севере. Она видела обыденные сценки незатейливой жизни ее друзей-северян: как мужчины уходили на охоту, а женщины собирались в одном каком-нибудь чуме, чинили старую одежду для своих добытчиков, шили новую для детей и слушали сказительниц, танцевали. И хотя в руках у них были иглы, она догадывалась, что это танец с бубном. Услышав и увидев самобытные национальные песни и танцы единожды, Татьяна Федоровна не забывала их и воплощала в ансамбле. Как все истинно народное, они затрагивали в ее душе, быть может, самую звонкую струну. Язык движений и гортанные мелодии рассказывали ей многое о жизни извечных покорителей большого заснеженного мира. Яркие, красочные костюмы, в каждом из которых Татьяна Федоровна видела произведение народного искусства, танцы и песни, отображающие быт, обряды северян, их юмор и доброту, покоряли исследовательницу с берегов Невы. Часами могла наблюдать Татьяна Федоровна, как мастерица выделывала шкуры для унтов или парки, шила их. В ее художественном воображении тут же созревал танец «Выделка шкур», а потом по первообразным впечатлениям он рождался наяву в сценическом исполнении. Эта живая история рождения только одного танца, поведанная нам Татьяной Федоровной. Но и другие танцы, исполняемые в ансамбле «Северное сияние», несомненно, имели свою, если не такую, то в чем-то похожую судьбу, потому что все они собирались по крупицам Татьяной Федоровной. Ей было дорого все, что создано народом — его вечно живое искусство. Так появлялись все новые и новые танцы: «Олененок», «Охота на медведя», «Евражки» и другие. На основе этих танцев Татьяна Федоровна создавала целые хореографические сюиты — яркие и поэтические рассказы о жизни оленеводов, охотников и рыбаков. Вот одна из них: легко плывет по морским волнам байдарка, мужественные и сильные охотники высматривают морского зверя. Уверенные и быстрые движения охотников, удар гарпуна. А затем на прибрежном песке — торжествующее рокотание яраров. Зверобои воспевают в своих танца победу, добытую в суровой, трудной борьбе с морской стихией. Это — чукотско-эскимосская сюита «Праздник кита». А вот, казалось бы, обычная сценка. Приглушенный зеленоватый свет сполохов северного сияния. Словно тени устало бредут по заснеженной тундре люди. Они падают, поднимаются, идут дальше. В каждом движении, в каждом жесте — отчаяние и безнадежность. Охота не принесла удачи, придется возвращаться домой ни с чем. Печальные лица охотников и музыка, сопровождающая танец, выразительно подчеркивают их грусть и разочарование. До стойбища совсем недалеко, но они не в силах продолжать путь дальше. А в следующий момент картина резко меняется. Слышатся призывные звуки бубна. Они завораживают, дают надежду на возвращение домой. Над тундрой разливается свет начинающегося дня. Люди поднимают головы, раправляют плечи. Вмиг усталости как не было. Движения людей становятся уверенными, их сердца наполнены внутренним ликованием. Это — ненецкий танец «Спор с ветром». Его сюжет взят Татьяной Федоровной из самой жизни северных людей», — вспоминает один из ее учеников А. Гашилов.

Ансамбль «Северное сияние» по-прежнему с любовью продолжает традиции, заложенные ее основателем, Заслуженным работником культуры РСФСР Татьяной Федоровной Петровой-Бытовой. Юные артисты не только исполняют «старые» танцы, но и создают новые шедевры. Начинающие студенты, приехавшие учиться в институт народов Севера, привозят с собой, как и прежде, самобытные танцы своего народа. Новое поколение северян XXI в. помнит, знает и развивает искусство своих предков, потому что оно — вечно живое.