Кажется, совсем недавно стоял он за кулисами, сжимая в руках старенький бубен, следя глазами за движениями танцоров своего родного ансамбля. Невысокая хрупкая фигура. Длинные волосы, перехваченные кожаной лентой и неизменное перо, по убеждению Бориса роднящее его с американскими индейцами.
15 мая ему исполнилось бы 80 лет. Всего 80…Родившийся в победном 1945 году, он с лихвой получил все, что было положено мальчишкам послевоенного детства: голод, холод, помощь взрослым с малых лет. Выручало то, что в маленьком ительменском селе Сопочное все жили дружно, поддерживая друг друга чем могли. На одежду особо никто и не смотрел – есть штанишки. Нехитрые чуни, и то ладно. С голодом помогала бороться щедрая природа – с весны выручали черемша и папоротник, потом шли ягоды, шишки, грибы, да и рыбка в реке водилась. Так и вырос Боря, напитанный ветрами родной земли, напевами бабушек и дедушек, вырос ладным, красивым – с густыми, черными как смоль волосами, белоснежной улыбкой. С юности отращивал щегольские тоненькие усики над верхней губой, как у кумира индийского кино Раджа Капура.
К совершеннолетию Борис перебрался в Тигиль, стал работать в сельском клубе. Там и встретился он со своей судьбой. Вот как описывает этот момент писатель Валерий Кравченко: «…Весело трещала печь в маленьком клубе. Боря Жирков, поджидая друзей, рисовал какой-то плакат. Открылась дверь. И, окутанный белым паром, вошел незнакомый парень в узеньких брючках. «Стиляга», — смекнул Борис. «А кто тут завклубом будет?» — спросил гость. Жирков простуженным голосом прошептал: «Я-я». «А самодеятельность национальная как поживает?» — продолжал любопытствовать парень. Договорились: вечером устраиваем импровизированный концерт. Каждый показывает все, что может.
К удивлению Гиля, молодежи пришло немало. Пели ительменские песни. Читали стихи. Но почему-то никто не танцевал. Пришлось сбросить куртку, пиджак. Баянист Саша Стафеев заиграл «Норгали». И все словно этого и ждали. Борис первым вышел на середину. Поглядывая на Гиля, который уже кроме танца ничего не видел, стал и Боря входить в ритм. И хотя чувствовал, что у гостя танец получается лучше, веселее, решил и сам не отставать.
…Борис отправился в Палану. Добрый и ласковый по натуре, Борис проявлял настоящее мужество на репетициях. Тек по лицу пот, из груди вырывалось прерывистое дыхание, но в глазах не было усталости…Так уж случилось, что в балетах, поставленных ансамблем, Жирков играл откровенных злодеев. После показа балета «Мэнго» в Монголии переводчики, словно сговорившись, стали называть Бориса Инылом (настолько ярким и запоминающимся был созданный им образ). Но как это имя не подходило к Жиркову! Наверное, чем чище человек, тем острее чувствует он зло, тем беспощаднее в оценке всего дурного».
С любимым ансамблем Борис Жирков объездил всю Камчатку, Советский Союз, побывал в Монголии, Германии, Франции, США, но никакие красоты не могли заменить ему просторы тундры, зелень укрытых кедрачом сопок, хрустальную свежесть горных рек. Вот строки из его дневника, который он вел во время гастролей по зимней Европе: «Снег, как у нас в начале ноября. Все холоднее, а ведь мы совсем недавно жили среди цветов. Дома завтра праздник, 23 февраля. Что делают в клубе?
Едем по длинному тоннелю. Сразу афиши. Брюссель. Высотные дома, будто все из стекла. Старинные сады. Очень много памятников. Выступали в королевском цирке. Почти полностью заполнен зрительный зал. Очень тепло встретили. Концерт прошел нормально. Мы счастливы, если своими выступлениями укрепили дружбу между нами и послом СССР в Бельгии. Подарили ему книгу о Камчатке, сувениры. Начало концерта в 15 часов. Концерт прошел с большим успехом, как будто выступали в Союзе. После концерта – встреча с правлением Советско-Бельгийского общества дружбы. Среди них бывшие узники концлагерей, уроженцы Украины, России, которых увезли на работу в Бельгию. Гиль даже встретил землячку с Харьковщины. Фантастика, как говорят французы! Во время концерта они плакали…
Очень тяжелые гастроли. Большие расстояния, переезды, концерты… У меня наконец-то зажила рана, которую мне натер на гастролях чаут в танце оленеводов. Все время думал о маме, ансамбле «Эльвель». Скоро у них концерт в Тигиле…»
В 1979 году по состоянию здоровья Борис Александрович завершил работу в любимом ансамбле и вернулся на родину, в Ковран, где жила его старенькая мама. Конечно же, здесь его уже ждали – ительменский самодеятельный ансамбль «Эльвель», созданный в середине 60-х годов знатоком фольклора Татьяной Гуторовой, словно ждал его. С приходом нового руководителя ансамбль словно приобрел второе дыхание. Жирков поставил его работу на профессиональную основу – танцоры учились азам хореографического искусства, вставали к балетному станку, осваивая «плие» и «гранд батманы». Все это принесло свои плоды – уже в 1982 году ансамбль «Эльвель» стал лауреатом Всесоюзного фестиваля народного творчества в Москве, получил звание «народный» и свое штатное расписание. Теперь Борис Жирков, как и его учитель Александр Гиль, стал профессиональным балетмейстером.
И еще одно очень важное дело предстояло ему совершить на своей малой Родине – он мечтал возродить ительменский обрядовый праздник «Алхалалалай», который в советское время был под негласным запретом – ведь нельзя же было всерьез устраивать праздник благодарения духам природы?! В 1987 году праздник в виде спектакля был поставлен силами «Эльвеля» на сцене Ковранского Дома культуры, а уже в 1988 году он проходил, как и положено, на берегу реки Ковран: участниками обряда стали ковранцы и жители соседних сел, приехали гости из Петропавловска-Камчатского. И вот уже почти сорок лет «Алхалалалай», получивший статус государственного праздника Камчатского края, собирает в начале осени своих друзей: в Ковране, в Сосновке, Елизово, Петропавловске-Камчатском. И уже немногие помнят, что возродился он благодаря Борису Жиркову, человеку с большим сердцем, лишь в 2001 году получившему звание «Заслуженного работника культуры Российской Федерации».
Он успел сделать еще очень много – сняться в роли шамана в художественном фильме «Ахвалахи», создать еще один ительменский ансамбль «Ныта Айван» в селе Сосновка, получить премию «Душа России», участвовать в работе Ассоциации ительменов «Тхсаном. Уйдя в 2012 году к «верхним людям», он незримо парит над своей землей, укрывая ее орлиными крыльями от невзгод и бед, даря землякам тихую песню-ходилу…