ПЕВЕЦ ТУНДРЫ

Западное побережье Камчатки, от крайней южной точки до Пенжинского залива, всегда славилось реками, богатыми рыбой, охотничьими и ягодными угодьями, на всем его протяжении цепочкой тянулись маленькие национальные села, в которых жили и трудились камчадалы, ительмены, коряки, русские. Гордились они своими достижениями в оленеводстве, рыбном промысле, выращивании овощей, производстве молочных продуктов. Многие села прославились именами своих уроженцев, ставших педагогами, врачами, учеными, музыкантами, артистами, художниками.

Восемьдесят лет назад, 9 декабря 1942 года, в ительменском селе Морошечное, в семье колхозников Запороцких родился сын Валера. Звучной фамилией, которую носят сегодня многие уроженцы Тигильского района, наградили аборигенов русские служивые люди, которые в середине XVIII века стали крестными отцами при обращении местных жителей в православие.

Закончив начальную школу в родном селе, маленький Валера уехал  учиться дальше – в Усть-Хайрюзово, а аттестат о полном среднем образовании получил уже в Тигиле. Там же, в районном центре, Валера Запороцкий открыл в себе талант художника. Преподаватель рисования Валерий Алексеевич Устроев дал мальчику первые уроки рисунка, живописи, научил смотреть на природу зоркими глазами художника. После школы не возникало никаких сомнений – нужно учиться дальше. Хабаровский педагогический институт стал для молодого ительмена хорошей школой жизни – именно там он приобрел свой узнаваемый творческий почерк, именно там, после службы в армии, встретил свою Свету, уроженку Амурской области.

Долгожданное возвращение на родную землю, в Корякию, состоялось в 1970 году. В окружной музыкальной школе открылось новое отделение – художественное, куда и пригласили Валерия Дмитриевича  Запороцкого. Здесь в полной мере раскрылся его талант педагога. Конечно, он продолжал и сам писать картины, но практически все свое время  посвящал своим ученикам, для которых «художка» была центром Вселенной. Один из учеников Валерия Запороцкого, Андрей Косыгин, вспоминает: «Он относился к нам с первого дня как к настоящим художникам, не упрощал задачи. Как только мы приходили в класс, нас сразу ставили к мольберту. Ты начинал рисовать, например, натюрморт, как мог. И вот уже здесь учитель работал с тобой, объясняя, как вести линию, как положить краски. Ни один ученик не чувствовал себя обделенным, для каждого находились свои советы и похвала. Но особенно мы любили «Пятую четверть» — летние каникулы, когда Валерий Дмитриевич ходил с нами на пленэры. С вечера дома проводились сборы – в рюкзак укладывался альбом, карандаши, краски, обязательно – провизия: банки с тушенкой, пакетики рисовой каши или супа со «звездочками», хлеб, чай, сгущенка. А утром, после сбора у магазина, выступали в поход. Ходили недалеко – на долину Юности или сопку Горелка, но для нас, малышей, это было настоящее приключение. Рисовали весь день, пока позволяла погода и солнце, а в обед, за который отвечал назначенный «кашевар», обсуждали свои работы, рассказывали смешные истории. Валерий Дмитриевич вместе с нами хохотал над наивными детскими анекдотами, при этом делился воспоминаниями о своем детстве, о том, как жили в национальном селе, какие праздники отмечали, какие были приметы у местных жителей. Он хорошо знал историю и культуру Корякского округа. Позднее, когда в старших классах мы готовили свои работы для какой-нибудь выставки и рисовали коряков или ительменов, он всегда подсказывал какие-то детали в одежде, в обстановке. Нашим успехам он радовался как собственным, ходил счастливый».

Валерий Запороцкий считал, что каждый ребенок талантлив, нужно просто помочь ему реализовать себя, поэтому его ученики пробовали свои силы во всем – осваивали графику и живопись, вырезали панно и миниатюры из дерева, осваивали процесс изготовления гравюр на линолеуме. Художественное отделение росло, в Палану приехали работать Вадим Санакоев, Анатолий Ефремов. Своими руками художники построили второй этаж в маленьком деревянном здании школы искусств, там оборудовали классы, устраивали выставки детских работ.

Валерий Дмитриевич воспитал целую плеяду художников, прославивших родную Корякию. Их работы сегодня находятся в собраниях Камчатского краевого художественного музея, Корякского окружного краеведческого музея, в коллекции Людмилы Каюровой – это произведения Валентина Северина, Меланьи Шмагиной, Марины Вороновой, Людмилы Хелол, Валентины Жиликовой, Ольги Илюшиной, Сергея Алотова, Андрея Косыгина.

А что же сам художник? Он работал до последнего дня, стремясь запечатлеть красоту тундровых просторов, пологих сопок, окруживших Палану, оставить в памяти людей облик своих земляков, оленеводов, ветеранов, артистов «Мэнго». Его работы узнаваемы – они реалистичны и вместе с тем наполнены атмосферой поэзии, любви к каждой детали картины, будь то бело-розовый первый снег в Палане или усыпанный золотом и багрянцем склон сопки на Стариковской. Картины Валерия Запороцкого хранятся в музеях Камчатки, Москвы, Германии. Перейдя на работу в окружной научно-методический центр, он объездил весь округ, собирая материал о культуре северных народов, оказывая помощь в оформлении сельских клубов и библиотек, работая с преподавателями Ильпыря и Слаутного, Седанки, Караги. Воспитал красавицу- дочь, которая бережно хранит его творческое наследие. Его именем названа улица в Палане, а  душа продолжает жить в картинах – вновь и вновь он идет тропинками на берег широкой реки, где сушится юкола в балаганах, едет на нартах вместе с каюрами «Берингии», любуется первыми весенними проталинами на склонах сопок…