Для коренного населения Камчатки рыба — не просто еда, от обильной летней путины зависело выживание всего племени. Улов коптили, солили, вялили и кормились им до следующей весны. Для того, чтобы заманить лосося на нерест, вверх по течению рек совершались магические обряды, призванные обеспечить богатую добычу и сытную зиму. Песнями и танцами люди благодарили духов реки за щедрость. Жители Олюторского и Карагинского районов говорят: «Для нас рыба – то же, что для русских хлеб».
Рыболовный сезон длится два-два с половиной месяца, с июня до сентября. Как только ветер отгонит ледяные поля от морского берега, почти сразу же начинается ход рыбы. Рыба идет по морю вдоль берегов на север и входит в устья рек, по которым она поднимается для икрометания. Обрядовый праздник начинается с появлением первой рыбы в реке, обычно это происходит в июне (в северных районах, куда рыба приходит позднее, праздник проводится в июле).
Исследователи отмечают, что в этнографической литературе очень мало упоминаний обрядов, связанных с рыболовством. Основные сведения о них собраны в работах И.С. Гурвича, А.Т. Уркачан, В.В. Горбачевой, В.Н. Малюковича. Вот как последний описывает праздник «Первой рыбы» в селах Олюторского района.
«Когда в начале лета над рекой появляется много чаек, все женщины села готовятся к празднику. Для этого они приготовили плетеную веревку из соломы дикорастущего на берегу моря злака. Они ловили первую лососевую рыбу-самку, потрошили ее, отрезали ей голову, внутренности иногда вплетали в эту веревку, а веревку за жабры привязывали к голове рыбы.
На берегу собиралось значительное количество женщин, желающих участвовать в празднике «Первой рыбы», одним из основных обрядов которого был обряд «заманивания» рыбы в свою реку. Жители села полагали, что рыбу надо «заманить в реку», если рыба долго не шла на нерест. Сюда приходила большая половина женщин села, в том числе беременные и пожилые, а также те, кто не мог забеременеть и родить ребенка. Они считали, что способность лосося метать огромное количество икры и производить большое количество потомков может перейти и на человека.
Конец веревки крепили к ритуальной ольховой ветке и бросали в реку на ее середину. За веревку и ветку хватались все присутствующие женщины. Они кричали, что им очень тяжело «тащить так много рыбы», и что надо, чтобы им помогли. И подходившие к реке женщины спешили к ним на помощь. Вскоре появившиеся над рекой чайки встречались радостными криками женщин. Они кричали слово «Кыйя!», которое считается радостным криком чайки, увидевшей рыбу. «Кыйя, кыйя!» — повторяли женщины, так как по поверью считалось, что именно чайки «приводят» рыбу в реку, а не наоборот.
К лову рыбы приступают в этот же или на следующий день. После лова почти в каждом доме устраивался семейный праздник «Первой рыбы». Угощения готовились не только из лососевой рыбы первого улова, но и из оленины, нерпичьего мяса и жира, здесь же – рыбьи головки, отварные и «кислые». На празднике исполняются традиционные личные и родовые песни, песни «о празднике рыбы», созданные прямо здесь пожилыми женщинами и мужчинами. Танцы исполняются типичные для нымылан: мужчины танцуют в медленном размерном ритме, полусогнув ноги в коленях, притоптывая то левой, то правой ногой. Женщины – чуть наклонившись вперед, на носках покачиваясь в разные стороны.
Присутствующие на празднике дети играют в настольные корякские игры «к’эн’эр», «умчэру» (игра с короткими палочками). Для детей родители на празднике изготовляли своеобразный музыкальный корякский инструмент: в рыбный пузырь насыпали кедровые орехи, пузырь надували и завязывали. На этом музыкальном инструменте дети аккомпанировали своим родителям во время исполнения песен и танцев».
Обряды отличались у жителей разных сел. Так, жители села Лесная, расположенного на западном побережье полуострова, вплетали в веревку из морской травы не только головы рыб с жабрами, но и пучки медвежьей шерсти. А ачайваямские оленеводы готовили толкушу из отваренной свежей рыбы, листьев тальника и карликовой березы, которой мазали рот рыбы, сопровождая действие криками, подражая чайкам.
Сегодня праздник «Первой рыбы» получил статус государственного праздника Камчатского края, отмечается он в первое воскресенье июня.