СВЕТ ПРАВОСЛАВИЯ НА ПАЛАНСКОЙ ЗЕМЛЕ

180 лет назад была освящена Паланская церковь. История Паланской церкви уходит своими корнями в середину XIX века и связана с именем святого Иннокентия (Вениаминова), при жизни епископа Камчатского, Курильского и Алеутского, а впоследствии митрополита Московского и Коломенского. Как это было?

1834 год. По инициативе начальника Камчатки Голенищева Высочайшим Синодом решено построить на севере Камчатки две церкви: на восточном побережье — в с. Дранка, на западном — в с. Лесная. Вскоре из Иркутска благочинный Прокопий Громов привозит для этих церквей двух священников. В село Лесная был назначен Стефан Вениаминов, которому было поручено присмотреть удобное место и построить в селе церковь. Здесь-то и проявились его разносторонние дарования, которые он приобрел, живя с братом на острове Уналашка. Он обучал жителей Лесной плотничному и кирпичному делу, был и маляр, и портной, сапожник и хлебопек, а впоследствии исполнял и обязанность сельского лекаря. Лечением он занимался, получив наставления от докторов и пользуясь присылаемыми лекарствами. Переводчиком служил ему его малолетний сын Феодосий, который играл с детьми и быстро освоил корякский язык. Лесновская церковь была освящена 12 февраля 1837 года во имя святителя и чудотворца Николая Мирликийского благочинным Петром Громовым.

В 1840 году монах Иннокентий Вениаминов, брат Стефана, становится епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. Побывав в Лесной и Палане, Иннокентий благословил перенос церкви из Лесновского селения в Паланское.  Паланская церковь освящена 16 февраля 1845 года с именем святого Николая Чудотворца первым её строителем и первым священником Стефаном Вениаминовым. Церковь стала именоваться Лесновско-Паланскою.

Вторым священником Паланской церкви стал в 1847 году Алексей Петрович Лонгинов, родоначальник северной ветви династии камчатских священников и просветителей Логиновых-Лонгиновых. Его потомки теперь будут постоянно связаны со священничеством в Палане и в округе в самом конце XIX  и начале ХХ века. В самом конце ХIХ  и начале ХХ  века священнослужителями были представители рода Лонгиновых. На них же  было возложено учение детей и взрослых грамоте.

В 1923 году на Камчатке прозвучал последний выстрел в Гражданской войне, и на всей территории Камчатки установилась советская власть, которая повела антирелигиозную борьбу.

В 1926 году последний священник Паланской церкви о. Николай (Лонгинов) вынужден был по требованию  сельской власти отказаться от своего сана публично на собрании населения. В короткий период с 1923 по 1931 гг. на Камчатке было закрыто 63 храма, 42 церковно-приходских школы, а духовенство в полном составе репрессировано. Из 46 человек трое выселены с Камчатки, 31 — приговорен к различным срокам исправительно-трудовых лагерей, 11 человек расстреляны (все из рода Лонгиновых). Над паланскими Лонгиновыми  нависла угроза уничтожения — были арестованы все мужчины рода Лонгиновых старшего поколения. В центре  документации новейшей истории Камчатского края находятся следственные дела на 13 представителей династии Логиновых — Лонгиновых, репрессированных с 1934 по 1938-й год.

Духовная связь нескольких поколений с церковью была насильственно прервана на долгие десятилетия.  Но веру истребить невозможно. Первая страница  новейшей истории нашей церкви написана группой мужественных женщин, взявшихся за нелёгкий труд возрождения веры, образовавших в 90-е годы маленькую православную общину, которая официально была зарегистрирована в 1995 году.  Примерно с 1984 г. собирались члены будущей православной общины сначала на квартире одной из прихожанок, а потом — в приспособленных помещениях.

С самого начала существования общины строительство здания церкви всегда оставалось главной мечтой верующих, осуществить которую стремились своими делами: настойчиво собирали деньги  для строительства, не гнушаясь самыми малыми заработками — продажей свечей, иконок, православной литературы. И потом, на протяжении последующих лет шёл сбор пожертвований на строительство новой церкви.

Вспомним тех, кто возрождал нашу церковь, кто думал о будущих поколениях православных прихожан. Это: Ольга Ивановна Подгорная, Эльвира Андреевна Гурьева, Матрёна Ионовна Бирюкова, Татьяна  Ивановна Тюрина, Людмила Алексеевна Шамонова, Людмила Викторовна Кащей, Раиса Константиновна Шемаева, Валентина Ивановна Урывская, Ольга Константиновна Дудник.

Жизнь общины стала налаживаться особенно после того, как 27 июля 1999 года по распоряжению губернатора КАО В.Т. Броневич был выделен отдельный домик, который до последнего времени служил православным храмом, дважды перенёс ремонт за счёт пожертвований как односельчан, так и частных предпринимателей, содержался в образцовом порядке, был красивым и уютным — и всё это благодаря заботам Ольги Ивановны Подгорной, которая в течение многих лет выполняла обязанности старосты.

Сначала в храм ходило немного людей, исключая дни, когда приезжал батюшка. Чаще всего батюшки приезжали по великим праздникам — на Рождество Христово, Христову Пасху, на Крещение. Тогда в храме «яблоку было негде упасть» — маленький храм ломился от множества народа. Постоянный коллектив прихожан был сплоченным. Посещали больных, делали подарки детям из Детского дома на праздники, помогали продуктами малоимущим пенсионерам. Деньги собирали сами, добровольно, и староста отчитывалась за проделанные работы, расход денежных средств.

В 2010 году в истории православной Паланы произошли события великой важности: впервые был привезён «Благодатный Огонь» из Иерусалима, впервые в Палану прибыли мощи Николая Угодника. Состоялся крестный ход и освящение места будущего храма. Как будто Николай Угодник сам прилетел в Палану, чтобы благословить начинающееся строительство храма его имени! А в конце сентября освятить начавшееся строительство прилетел патриарх Всея Руси Кирилл. В основание фундамента будущего храма он заложил капсулу с памятной грамотой. В дар строящемуся храму Святейший Патриарх передал образ Спасителя. Всем молящимся были розданы иконки Святителя Иннокентия. После богослужения Святейший Патриарх обратился к жителям поселка: «Теперь мы возрождаем то, что было порушено. С 1995 года существует приход в Палане в честь Святители и Чудотворца Николая. Я радуюсь тому, что, посетив это замечательное место, мог вместе с вами помолиться и положить камень в основание храма».

Работы по строительству храма Святителя Николая начались в Палане 8 сентября 2010 года. Место строительства определено было давно — на возвышенности реки Палана, напротив общеобразовательной школы. Стройка затянулась на 4 года: смена строительных подрядчиков, нарушения в технологии, трудности с доставкой строительных материалов сыграли свою роль в сроках завершения строительства. Но всему  бывает  конец,  и  вот  он,  златоглавый   храм,   вырос   на берегу реки, на улице Георгия Поротова.      Храм был освящен 19 декабря 2014 года. Чин освящения нового православного храма  совершил епископ Петропавловский и Камчатский Артемий. «Нелегко дался нам этот храм, но чем труднее, тем дороже он всем нам — верующим и прихожанам, — сказал епископ. — Господь, видя труды, дерзновения и желание всех жителей Паланы не оставит своей милостью». Храм в честь Святителя Николая был построен в рамках программы «20 храмов Камчатки», которая была принята правительством Камчатского края совместно с Петропавловской и Камчатской епархией.

Сегодня Паланская церковь продолжает жить полноценной жизнью, являясь обителью души для всех нуждающихся.

Тихо и величественно течет ангельская мелодия под своды храма. Тихо и слаженно звучит небольшой хор певчих Марии, Ульяны, Елены… В молчаливом благоговении замерли присутствующие в церкви прихожане. Идет служба…

Народ идет в церковь, ищет общения с Богом — те, кто верует, и те, кто еще не нашел дороги к нему, но ищет себя, слушая внутренний зов веры. Жизнь продолжается!