ВОЛШЕБНЫЙ СЕВЕР

Ни поблажек, ни выгод, ни гладких дорог

Не прошу у тебя, мой возлюбленный край.

Дальнозоркий твой взгляд прямодушен и строг,

Если с делом не справлюсь своим – покарай!

Если словом каким не потрафлю тебе –

Дай мне мудрость и совесть исправить огрех.

Я хочу о  твоей чудодейной судьбе

Написать для земель и народностей всех…

 

Север, «чудодейная земля» по выражению Владимира Санги, это действительно волшебное место. Здесь, под холодным звездным небом, рождаются люди с горячим сердцами, которые так сильно любят этот заснеженный край, что всю свою жизнь посвящают служению ему. И это не высокопарные слова. Чем другим можно обрисовать жизненный путь писателей-северян, о которых пойдет здесь речь? Родившиеся с разницей в пять лет (в 1930 и 1935 годах), они росли практически в одинаковых условиях. Чукча Рытхэу, которого воспитывал сначала дед, «случайно» убитый одним из ответственных работников за шаманизм, затем дядя-охотник, свято соблюдавший все ритуалы своего народа; нивх Санги, сын «врага народа», вынужденный  охотиться с 8 лет, чтобы прокормить оставшуюся без отца семью. С детских лет познавшие все тяготы жизни,   оба в какой-то момент решили круто изменить свою судьбу. В биографиях обоих писателей прослеживаются явные параллели: оба родились в марте (Рытхэу – 8 марта, Санги – 18), оба после окончания школы уехали в Ленинград, колыбель писателей-северян России. Юрий Рытхэу, получив филологическое образование, вернулся на Чукотку, Владимир Санги, выпускник географического факультета – на Сахалин. Оба начали свою карьеру с учительства. Родина, милая и суровая родина, наполнила умы и души молодых педагогов чем-то особенным, отчего не спится ночами, отчего рука сама тянется к перу, и ложатся на белый лист торопливые строчки рассказов и очерков, герои которых чтят традиции предков, рассекают волны холодных морей на кожаных байдарах, охотятся на китов и медведей, любят и ревнуют, рождаются и умирают ЗДЕСЬ, на своей земле, культура которой с каждым днем все больше теряет свою уникальность и неповторимость, растворяясь в унифицированном современном мире. Уже в 60-х годах прошлого века эти молодые писатели, еще не ставшие трибунами своего народа, отмечали исчезновение из повседневной жизни родного языка, который является нитью, связующей все поколения. Вместе с языком уходили предания, обычаи, поверья, лежащие в основе всей духовной культуры малых народов. Вот что говорил об этом  Владимир Санги: «Лет тридцать назад меня, как обухом, ударило страшное открытие – в лице немощных стариков, вслед за моей матерью неотвратимо уходивших в другой мир, мой древний народ теряет последних носителей своей многотысячелетней культуры, – их оставалось немногим более десяти. И тогда я, разом прозревший и охваченный чувством, в котором смешались страх и обеспокоенность, что культура моего народа погибнет на глазах у бездеятельного моего поколения, – где пешком, а где на лодках или собачьих упряжках – обошёл все нивхские села и стойбища, чтобы послушать-записать сказителей и песнопевцев».

И опять параллели – оба писателя, уже получившие признание на родине и за рубежом, выпустившие многомиллионными тиражами свои книги, принимают решение поменять свою жизнь и переезжают на «материк»: Рытхэу – в любимый Ленинград, Санги – в Москву. И уже здесь каждый выбирает свой особый путь.  Юрий Рытхэу, не забывая, впрочем,  историческую родину, пишет только на русском языке, занимается активным продвижением своих книг, выезжая с лекциями за рубеж. По его произведениям снимается несколько фильмов, получивших неплохое зрительское признание – «Самые красивые корабли», «След росомахи», «Сон в начале тумана». Нам, жителям Камчатки, хорошо знаком фильм «Когда уходят киты», главные роли в котором сыграли солисты корякского национального  ансамбля  «Мэнго» Валерий Пя и Светлана Хилтухина, остальные мэнговцы снялись в роли их соплеменников, а все ритуальные танцы были поставлены Александром Гилем. Владимир Санги становится сотрудником Управления делами Совета министров СССР, занимаясь вопросами просвещения и культуры народов Севера. По его инициативе государство принимает программы поддержки книгоиздания на языках аборигенов, Академия наук организует несколько языковедческих и этнографических экспедиций в районы их проживания. 70-80-е годы XX столетия – вершина творческого расцвета обоих авторов. У Рытхэу выходят одни из самых глубоких и поэтичных произведений – «Сон в начале тумана», «Иней на пороге», «Конец вечной мерзлоты», «Вэкэт и Агнес», «След росомахи», «Зов любви». Санги в 1975 году издает роман «Женитьба кевонгов», считающийся на сегодняшний день полноценным эпосом нивхского народа, до начала 70-х годов не имевшего своего алфавита. Через десять лет «Человек Ых-мифа», созданный на основе песен сказительницы Хытчук, подтвердил статус  Владимира Санги как основателя и классика нивхской литературы. Процессы демократизации, начавшиеся в 90-е, тоже по-разному отразились на судьбе писателей. Рытхэу, лишившийся многочисленной читательской аудитории из-за ликвидации издательств и поддержки со стороны государства, продолжал писать, но уже, как говорят, «в стол». Санги, наконец обретший свободу слова, стал первым председателем Ассоциации народов Севера России. Новый век стал для   этих писателей-северян периодом возвращения к истокам. Юрий Рытхэу неожиданно получил заслуженное признание за рубежом, где его романы и повести стали печататься огромными тиражами. Франция, Германия, Испания, Япония открыли для себя загадочную Чукотку, которая в представлении избалованного благами современного человека до сих пор осталась Ойкуменой, загадочной землей. При поддержке губернатора Р.Абрамовича небольшими тиражами были выпущены несколько новых повестей и романов писателя, в том числе и последняя его книга – «Дорожный лексикон» — ставшая своеобразным и очень афористичным алфавитом жизни талантливого автора. После смерти Юрия Сергеевича в 2008 году в Чукотском автономном округе была учреждена Литературная премия имени Рытхэу, которая присваивается раз в два года лучшим произведениям, посвященным Северу. А Владимир Санги, вернувшийся на Сахалин, несмотря на почтенный возраст, продолжает заниматься активной просветительской деятельностью – изданием книг и учебников на нивхском языке, исследовательской работой по изучению фольклора одного из самых малочисленных народов России, поддержкой деятельности сельских библиотек и этнокультурных центров. В 2015 году его имя было присвоено одной небольшой звезде в созвездии Рыб.

Вышедшие из морозных тридцатых, испытавшие голод и холод, сиротство и нужду, два писателя, два друга, прославили свой народ, подарили ему новые слова и веру в светлое будущее. Рука об руку шли они по жизни, чукча Юрий Рытхэу и нивх Владимир Санги. Такими мы будем их помнить – северянами с горячими сердцами.