ЗАПИСКИ СТАРОГО ОЛЕНЕВОДА

Он здесь родился и много прожил,

Сын тундры – он все сносил.

Нет для него земли дороже,

Тропы оленьей, где дед ходил.

Суров от природы, от матери нежен,

Добр от отца, от деда силен!

К труду пастуха с детства прилежен

И по-отцовски в природу влюблен!

Эти строки корякского поэта и писателя Владимира Коянто посвящены оленеводу – главному труженику северной тундры. Веками пасли оленей жители нашего полуострова. Олень был всем и для коряка, и для эвена, и для чукчи: давал еду и кров, одежду, наполнял смыслом жизнь в суровых условиях Севера.

Николай Тынэтэгин прожил долгую, наполненную тяжелым трудом жизнь. Он родился в 1937 году в национальном селе Таловка, затерянном на просторах самого отдаленного района Корякского округа – Пенжинского. Главное дело жизни Николая Ивановича было определено задолго до его рождения – он был призван стать оленеводом. В течение пятидесяти семи лет он работал в табунах Таловского оленесовхоза. Начинал  подпаском, когда десятилетним мальчиком ходил на летовку вместе с отцом. В 1960 году он с отличием окончил Усть-Паланскую сельхозшколу, получив специальность оленетехника. Практические навыки, отличная теоретическая подготовка и искренняя любовь к оленеводству предопределили профессиональные удачи Николая Ивановича. Он становится бригадиром-оленетехником, оленеводом I класса, заслуженным работником сельского хозяйства РСФСР и, наконец, Почетным жителем Камчатского края.

Николай Тынэтэгин с большой ответственностью относился к языку и традициям кочевых коряков Камчатки. В последние годы жизни он работал над созданием словаря чавчувенских слов, рассказывал о чавчувенских обычаях, чтобы «сохранить их для будущих людей».

Своеобразным итогом его жизни стала книга «Культура камчатских коряков-чавчувенов второй половины ХХ века по воспоминаниям Н.И. Тынэтэгина», в которую вошли его рассказы о жизни оленеводов, о традициях оленеводов, об обычаях и праздниках, о традиционных корякских играх. В книге опубликованы  сказки на корякском языке, а также названия речек и сопок, так как Николай Иванович считал, что многие названия не отмечены на карте или записаны неверно. Как же можно оставить родную землю без имени?

Вот один из рассказов Николая Ивановича: «В декабре 2010 года руководство Камчатского края обратилось к руководителям Чукотского округа. Попросили: «Можно ли у вас купить оленей для Олюторского района?» Они согласились. Хаилинские оленеводы стали готовиться к отъезду в Чукотский округ для отбивки оленей. Они поехали на двух вездеходах…

Прибыли в чукотское село Ваеги. Там чукотские пастухи уже провели корализацию: проверили сколько и каких оленей надо подготовить для перегона. Отбили тысячу голов. И вот наша камчатская бригада начала перегонять стадо…

Саша Тынанто предупредил меня: «Николай Иванович, к вам приедет вездеход, на вездеходе поедешь до бригады и будешь сопровождать табун по территории Таловского совхоза». Это было уже в январе. Я приехал в табунчик, и мы начали перегонять его. Я хорошо знаю таловскую землю. Сначала погнали оленей через летник второй бригады. Там мы дневали. Потом поехали через первый летник шестой бригады. Там очень хорошие пастбища. Оттуда мы погнали табунчик на территорию Хаилино. Там очень большой перевал на Лулаваям. На перевале оставили бригаду с табунчиком, а сами поехали на вездеходе в Хаилино, чтобы доложить о прибытии табуна…Я тогда говорил: «Ребята, берегите табунчик, особенно ночью». Оленей благополучно перегнали от Чукотки до Хаилино. Сделали очень большое дело…»

Всю жизнь Николай Иванович сохранял верность оленеводству – делу своих предков. Всеми силами он стремился уберечь от забвения секреты оленеводческого мастерства. Именно поэтому с особой ответственностью он относился к записи рассказов. Николай Иванович считал своим долгом подробно рассказывать, как правильно выбирать летние и зимние пастбища, когда следует начинать кочевку, в какое время приводить табун к морю, как лечить оленей, как приручать их к упряжке. С любовью и заботой Н.И. Тынэтэгин говорил о новорожденных оленятах и об их мамах-важенках, рассказывал о трудностях проведения отела. Весь календарный год у оленеводов расписан. С каждым сезоном связаны свои сложности, о которых нужно знать, чтобы не допустить гибели оленей.

Он понимал, что культура его предков исчезает, поэтому настойчиво говорил о необходимости обучать молодежь традиционным промыслам – шитью национальной одежды, изготовлению нарт. Он не мог смириться с тем, что приходит иное время – время утраты традиционной культуры. Не мог принять, что древние обычаи, ритуальные праздники, старинные предания и язык его народа исчезнут бесследно. Он жил надеждой, готовил очередной рассказ, записывал на листочках важные сведения, обзванивал знакомых, уточнял детали той или иной истории. Думал: «А вдруг все-таки появится книжечка…»

И вот его голос снова звучит, достаточно открыть книгу и начать читать его рассказы.