Из давних времен
Пришел наш поклон
Тебе, наша матерь-земля!
Пусть реки, моря
Полны будут всегда
И радость приносит улов!
После продолжительной холодной зимы народы Камчатки всегда с большим трепетом ждали и встречали в реках первую рыбу и заготавливали ее на целый год многочисленными способами. Встреча первой рыбы всегда сопровождалась обрядовыми действиями и угощениями.
В этнографической литературе очень мало упоминаний, связанных с рыболовством. Форма проведения этого обряда у береговых и кочевых коряков несколько различна, но смысл его один и тот же – магическим способом заманить рыбу в реки, чтобы обеспечить ее добычу в течение лета и осени.
Пойманную рыбу очищали от мяса так, чтобы голова, кости, плавники и хвост оставались нерасчлененными. Ее закрепляли на веревке, сплетенной из морской травы, и эту связку тащила против течения реки одна из пожилых женщин. Затем ее заносили в жилище и вешали на перекладину, расположенную над домашним очагом. Этот обряд также был распространен как среди береговых, так и среди оленных коряков.
Коряки села Лесная вплетали в веревку из морской травы не только головы рыб с жабрами, но и пучки медвежьей шерсти. Опущенную в воду веревку с головой рыбы и шерстью медведя тащили против течения несколько человек. Это действие сопровождалось словами: «Так много рыбы попалось, аж через край сети плескается». После этого веревку, символизирующую наполненную рыбой сеть, оставляли в воде, закрепив ее на берегу тяжелым камнем. В этот день на берегу реки обязательно варили уху и ели в большом количестве.
У оленеводов бассейна реки Ачайваям наряду с такой формой обряда существовала и другая. Ачайваямцы первую пойманную рыбу немного отваривали и, отделив мясо от костей, толкли его вместе с листьями тальника и карликовой березы. Этой кашеобразной массой мазали рот рыбы. При этом кричали, подражая чайкам. После совершения обрядовых действий кости рыбы оставляли на берегу, а мясо ее съедали. С этого момента разрешалось употреблять рыбу в пищу.
На сегодняшний день обрядовые праздники в камчатских селах и поселках проводят работники домов культуры, этнокультурных центров, артисты национальных ансамблей, родовые общины. При этом обязательно приглашаются старейшины, носители традиционных знаний. Сегодня праздник «Первой рыбы» носит статус краевого и внесен в официальный календарь камчатских праздников. Организаторы стараются проводить обряд в строгом соответствии с заветами предков. Молодежь, участвуя в этих мероприятиях, приобщается к традициям и культуре коренных народов. Все обряды, ритуалы, праздники тесно связаны с окружающим нас миром, они учат нас любить, беречь природу и те богатства, которыми щедро делится наша земля.
Тогок мнымвла ангэтэткук! Давайте начнем танцевать и праздновать!