ЭВКУМЬЕВНА

Когда я решила рассказать об этой замечательной женщине, то пыталась найти какое-то определение, которое точнее всего отразило бы суть ее характера, отношения к жизни. «Дочь тундры», «Северянка» — все это было не то. И тут я вспомнила, что уже несколько поколений паланцев зовет ее просто и коротко – «Эвкумьевна». В этом слове все – и принадлежность к роду прославленного рода Эвкумье Умьевича Кихляпа, и преданность своей родине, и имя, которое сразу запоминается детям, попавшим в ее добрые руки.

Валентина Эвкумьевна Кихляп – олицетворение нашей земли, народа, который, как говорили в советское время, «шагнул из каменного века в век развитого социализма», при этом сохранив верность традициям предков, многовековым нравственным устоям северян. Выросшая в тундре, в большой и дружной семье (семеро детей было у оленевода  Эвкумье и его жены Екатерины), Валя с самых юных лет чувствовала ответственность за младших – и в яранге за ними надо присмотреть, и в интернате проследить, чтобы вели себя хорошо, чтобы уроки сделали вовремя, и были опрятными. Сама училась хорошо, была заводилой во всех школьных мероприятиях, всегда окружена друзьями, но душа скучала по дому, по бабушке и дедушке, родителям, по крепкому ароматному чаю, вкуснее и слаще которого нет ничего, по тундровым тропкам, пролегавшим у подножья Пятибратки, первым ягодам голубики и жимолости, по запаху костра и шуму оленьего стада. Поэтому все каникулы Валя Кихляп проводила именно там, помогала матери и отцу, с удовольствием разговаривала на родном корякском языке, готовила на костре, чинила меховую одежду, поддерживала порядок, и никак не могла надышаться свежими запахами кедрового стланика, морского прибоя. Поступив вместе с подругой, Надей Лазуковой, в Петропавловское педагогическое училище, Валя, приезжая в Палану, все дни проводила в тундре, которая была ей милее всех благ теплого и цивилизованного поселка.

И вот, наконец, позади четыре года учебы в городе. Старшее поколение жителей окружного центра помнит, как на месте нынешней площади Ленина стояло одноэтажное деревянное здание – ясли   «Малышок». Вот оттуда начался трудовой путь нашей героини. Маленькие несмышленыши, делающие первые шаги в жизни, идущие в мир с широко открытыми глазами навсегда захватили в плен сердце Валентины Эвкумьевны. Где бы ни работала она потом – в детских садах «Аленушка» и «Рябинка», в детском доме, в педагогическом училище – дети стали ее самой большой любовью и смыслом жизни. Чуть позже Валентина получила высшее образование, закончив Биробиджанский педагогический институт по специальности «педагог-психолог», родила дочь Женю, но ни на минуту не расставалась со своим призванием. Вот она рассказывает, как возилась с детьми из детского дома, как ездила с ними   в детские лагеря во Владивосток, в Сочи, и везде наши дети были самыми воспитанными и активными, самыми аккуратными и ответственными. И тяжело было, не без этого, ведь в детский дом они поступали, насмотревшись всякого в своей маленькой жизни. Приходилось учить всему – и за собой ухаживать, и с другими ребятами уживаться, и убираться самим, даже просто вовремя просыпаться каждый день, чтобы не опоздать на занятия в школу. Главным было – воспитать человека, ответственного за свои поступки, знающего, как устроен современный мир, чтобы найти в нем свое место и стать нужным.

Я познакомилась с Валентиной Эвкумьевной Кихляп в детском саду, когда мой внук стал ее подопечным. Вот тогда я и открыла для себя всю многогранность этого человека, ее безграничное терпение и доброту, ее уникальную способность увидеть в каждом ребенке личность, научиться разговаривать с ним на равных. Про нее можно сказать – это настоящий ВОСПИТАТЕЛЬ, педагог, который вместе с семьей формирует маленького человека. Сама о себе она говорит образно: «я как курица-наседка над ними, они знают, что я всегда рядом, помогу, подскажу, похвалю или сделаю замечание». Самые первые шаги в огромный мир паланские дети делали под ее неусыпным присмотром. Сначала она для них «Валя», а уже через год пытаются выговорить «Валентина Эвкумьевна», с радостью обнимая при встрече. Воспитанники старшей группы – уже настоящие помощники, они и к занятиям подготовятся, и в группе за порядком проследят, и к утренникам самые интересные выступления сделают. А какие номера они выставляют на общепоселковых мероприятиях! Вот, например, инсценировка знаменитой песни Георгия Поротова «Ое и утки», которую увидели участники краеведческих Поротовских чтений, проходивших в Корякской библиотеке имени Кеккетына.  Пятилетние малыши в кухлянках и торбазах изображают беспечных уток, но   уже показался хитрый Ое, крадущийся к уткам с лукавой улыбкой и мечтающий о вкусном ужине. И, как всегда, растяпа-охотник остался ни с чем, позабыв дома (за кулисами) ружье, сделанное из цельного куска дерева с оконным шпингалетом вместо затвора. В финале песни все участники задорно пляшут общий танец «Норгали», по эмоциям ничем не уступая артистам прославленного «Мэнго». И в связи с этим не могу не упомянуть еще одно очень важное качество Валентины Эвкумьевны – постоянную работу по пропаганде национальной культуры. Я вспоминаю время, когда в детский сад ходили мои старшие дети – мероприятия, в которых они участвовали, ничем не отличались от тысяч таких же мероприятий, проходивших одновременно по всей стране: новогодние утренники, поздравления пап и мам 23 февраля и 8 марта, День Победы и нехитрые Праздники Осени и спортивные соревнования. Увидеть северную одежду и услышать корякскую речь они могли разве что на концертах. А сейчас в том же садике «Рябинка» в рамках занятий по саморазвитию мальчишки и девченки   узнают об истории коренных народов, живущих в Корякском округе, о природе родного края, о праздниках и повседневной жизни коряков, ительменов, эвенов, чукчей, слушают сказки и песни на этих языках, и сами готовят рассказы о животных и растениях Севера, небольшие сценки и концертные номера, с которыми выступают на большой сцене перед зрителями поселка. Занятиям с детьми на корякском языке посвящают свое время и другие воспитатели – Елена Куткевьевна Утонова и Елена Ивановна Сотрудинова. До недавнего времени все трое работали в крепкой связке, помогая друг другу, подсказывая, готовя совместные мероприятия. Но…жизнь идет, и теперь Валентина Эвкумьевна Кихляп – педагог Паланского колледжа, наставник студентов педагогического отделения. Вот где пригодился многолетний опыт общения с детьми! Каждый день она учит вчерашних школьников азам педагогической профессии, рассказывает о том, как тяжела и вместе с тем неповторимо прекрасна выбранная ими профессия. И  здесь  энергия ведет Валентину Эвкумьевну на помощь студентам-северянам, готовящимся к первому во «взрослой» жизни выступлению – бубен в руки, и вот уже разносится по просторным помещениям колледжа звонкий ритм, заставляя всех присутствующих пускаться в зажигательный танец.

Когда-то случайное знакомство   Валентины Эвкумьевны, тогда еще совсем молодой, с хореографом Валерием Етнеутом, помогло ей раскрыться и как настоящей драматической актрисе. Сначала ей просто нравилось разговаривать с энергичным, полным творческих планов северянином на родном корякском языке, который к тому времени уже начал исчезать из обихода жителей окружного центра. А потом, когда родилась идея постановки первого национального спектакля «Чагарское поле» по книге В. Тан-Богораза «Восемь племен», Валентина Кихляп стала его полноценной участницей, на плечи которой легла ответственная роль бабушки-сказительницы, поведавшей древнюю легенду своему внуку. Выступать с яркими и самобытными артистами ей очень нравилось, однако почти все свое   время она посвящала любимой работе и воспитанию дочери, которая стала солисткой известного коллектива «Школьные годы».

Я долго не могла встретиться с Валентиной Эвкумьевной из-за ее занятости в колледже, в Совете депутатов Паланы. А когда наш разговор все-таки состоялся, мы проговорили с ней обо всем – об истории родного поселка, о земляках, о детях, которые когда-то приходили крохами в ясли, а сегодня они – гордость Корякии. Мы вспоминали многих замечательных педагогов, работавших в Палане, ушедших из жизни или переехавших на материк. И, конечно, мы не оставили в стороне проблемы, которые сегодня стоят перед всеми северянами: отстраненность молодежи от происходящего в округе, инфантилизм бОльшей части студентов и воспитанников детского дома, отсутствие интереса к родной культуре и отсюда – полнейшее ее незнание. Валентина Эвкумьевна сказала, что главное воспитание, по ее мнению, начинается в семье, и проблемы молодых – это следствие нашего равнодушия к ним, нашего безалаберного образа жизни, нашей гонки за лучшей жизнью в ущерб всему, что окружает нас. Тут же вспомнились строчки классика корякской литературы Владимира Коянто – «Все начинается с дома…». Да, наверное именно сегодня, прямо сейчас нам нужно крепко подумать о своем доме, о месте, в котором живем мы сами, наши дети и внуки, — а все ли здесь в порядке? Часто ли вспоминаем не о том, что съел на завтрак наш ребенок, а о том, что видит он вокруг себя?

Нам надо беречь наших людей, тех, кто своим горячим сердцем и доброй душой помогает сохранять Корякский округ, тех, кто не мыслит своей жизни без этого облачного северного неба, мшистых просторов тундры, песни родного языка. На мой провокационный вопрос, не планирует ли она уехать к дочери, которая живет с семьей в Москве и работает стюардессой международных авиалиний, Валентина Эвкумьевна без раздумий ответила: «Нет. Я хочу внука сюда привезти. Ему уже два года скоро, пора, самое время расти на своей земле».