В следующем году исполнится тридцать лет празднику, который отмечается в северных и восточных регионах России – Международному дню коренных народов мира. «Коренные» — от слова «корень», то есть мы, северяне, плоть от плоти нашей земли, люди, которые связывают ее с небом и морем, с прошлым и будущим.
Почему и как произощло вдруг деление на коренные народы и все остальные? И почему, говоря «коренной», мы подразумеваем «малочисленный»? Долгие века человечество воевало, открывало новые земли и страны, образовывало государства, вновь воевало…пока, наконец, не увидело, что скоро не то что воевать, и жить-то в некоторых местах нашей Земли будет просто некому. После изучения экономических, статистических, медицинских и экологических отчетов организации, объединяющие бОльшую часть государств, ООН и ЮНЕСКО, разработали критерии, согласно которым народы можно отнести к малочисленным. Согласно этой классификации, к ним относятся этносы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие на территории страны менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. В Российской Федерации на сегодняшний день – 47 коренных малочисленных народов, 40 из которых проживают на Севере и Дальнем Востоке нашей страны. В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН, отдавая должное богатству культур коренных народов и особому вкладу, который они вносят в семью народов мира, приняла решение ежегодно отмечать Международный день коренных народов мира 9 августа.
В чем же смысл этого праздника? Для многих людей, несведущих в этом вопросе, этот день – лишь повод для проведения развлекательных мероприятий, демонстрирующих экзотическое творчество аборигенов. Для нас с вами 9 августа – напоминание о том, что каждый день, каждый час важен для сохранения наших народов, смысл жизни которых не только в языке или танцах, но и в возможности питаться той же пищей, которую ели поколения наших предков, жить в тех же местах, заниматься теми же промыслами, в конце концов – видеть те же сопки и реки. И пусть нас упрекают в том, что мы, отстаивая право на такую жизнь, не ходим в меховых кухлянках, рыбу ловим не острогами, и чаще едим борщ, чем кылыкил, но это наша родина, и наша задача – не дать исчезнуть с лица Земли корякам, ительменам, чуванцам, керекам, нанайцам, энцам, не стать в мировой истории лишь книжными страницами и фотографиями. Именно поэтому паланец Вася Уркачан держит лошадей для поездок по тундре, а его мама передает секреты работы со шкурами оленя участникам детского ансамбля «Школьные годы». Именно поэтому Мария Пыжова бьется за сохранение оленей в своем стаде, Валентина Дедык пишет очередной учебник для корякских школ, Дмитрий Петровец выходит на сцену с пляской Поппена.
Нас мало, и именно мы должны стать теми спартанцами, которые защищали свою родину от беспощадного цунами времени. «… каждый живущий помнить ушедшего должен, чтоб под сияньем полярным продолжить свой путь».