Вопрос недели от 03.06.2020

Вопрос:

«… Не в силах Ленский снесть удара;

Проказы женские кляня,

Выходит, требует коня

И скачет. Пистолетов пара,

Две пули – больше ничего –

Вдруг разрешат судьбу его…»

Дуэль – получение силою оружия удовлетворения за оскорбление. В свое время Пушкин, Лермонтов стали жертвами дуэли. Поединки проводились по строгим правилам.

Почему дуэлянты поднимали левую руку?

Ответ:

Ритуал дуэли берет свое начало в Италии. То ли жаркое солнце горячило кровь итальянцев, то ли покоя не давал южный темперамент — с XIV века местные дворяне начали искать в конфликтах повод для смертельного поединка. Так появился «бой в кустах», когда противники уходили в безлюдное место и дрались тем оружием, что было под рукой. Спустя столетие мода на дуэли проникла через итальянско-французскую границу и разошлась по Европе. До России «дуэльная лихорадка» добралась лишь во времена Петра I.

Причина, по которой дуэлянты стали поднимать левую руку вверх, была связана с тем, что отношения властей в разных странах к практике дуэлей стало меняться, и вскоре на законодательном уровне они стали запрещаться и считаться уголовным преступлением.

Но горячий нрав мужчин той эпохи было не просто утихомирить одним законом. Дуэли и горячие дуэлянты продолжали существовать, но уже данные мероприятия были нелегальны и проводились тайком, как правило, ночью, либо ранним утром, в лесах, или в иных скрытых от глаз зевак местах. С уличным освещением в то время было очень туго и соответственно, чтобы видеть в темноте врага, нужен был фонарь или факел. Собственно, их то и держали дуэлянты в левой руке, причем выше головы или на уровне глаз, отводя руку чуть в сторону.

Дуэли литераторов:

Смерть одного из противников не была обязательным исходом дуэли. Так, на счету Александра Пушкина значилось 29 вызовов. В большинстве случаев друзья поэта договаривались с полицией, и Пушкина на время проведения поединка сажали под арест. Например, причиной дуэли Пушкина и его лицейского друга Вильгельма Кюхельбекера стала эпиграмма первого:

«За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно —

Так было мне, мои друзья,

И кюхельбекерно, и тошно».

Закончилась дуэль промахом обоих поэтов.

В 1822 году Пушкин и подполковник Сергей Старов не сошлись в музыкальных пристрастиях: поэт просил оркестр сыграть мазурку, а военный — кадриль. Старов воспринял ситуацию как оскорбление для всего полка, и состоялась дуэль — оба соперника промахнулись.

Дуэлью закончилась безобидная шутка Максимилиана Волошина над Николаем Гумилевым. Волошин вместе с поэтессой Елизаветой Дмитриевой, сговорившись, издали несколько стихов под именем Черубины де Габриак. Гумилев увлекся несуществующей дамой и даже пытался выведать ее адрес. Узнав, что загадочной испанки не существует, поэт рассвирепел и вызвал шутника на дуэль. На печально известной Черной речке раздались два выстрела: разгневанный Гумилев промахнулся, Волошин стрелял в воздух.

Едва не стрелялись и два других русских классика — Лев Толстой и Иван Тургенев. Будучи в гостях у Фета, Толстой невзначай оскорбил дочь Тургенева Полину и плюнул в его сторону. Поединок не состоялся лишь стараниями друзей писателей, однако после этого они не заговаривали друг с другом в течение 17 лет.

Победителями стали:

  • Косыгина Елена Владимировна
  • Голубева Анна Георгиевна