Вопрос:
«… Не в силах Ленский снесть удара;
Проказы женские кляня,
Выходит, требует коня
И скачет. Пистолетов пара,
Две пули – больше ничего –
Вдруг разрешат судьбу его…»
Дуэль – получение силою оружия удовлетворения за оскорбление. В свое время Пушкин, Лермонтов стали жертвами дуэли. Поединки проводились по строгим правилам.
Почему дуэлянты поднимали левую руку?
Ответ:
Ритуал дуэли берет свое начало в Италии. То ли жаркое солнце горячило кровь итальянцев, то ли покоя не давал южный темперамент — с XIV века местные дворяне начали искать в конфликтах повод для смертельного поединка. Так появился «бой в кустах», когда противники уходили в безлюдное место и дрались тем оружием, что было под рукой. Спустя столетие мода на дуэли проникла через итальянско-французскую границу и разошлась по Европе. До России «дуэльная лихорадка» добралась лишь во времена Петра I.
Причина, по которой дуэлянты стали поднимать левую руку вверх, была связана с тем, что отношения властей в разных странах к практике дуэлей стало меняться, и вскоре на законодательном уровне они стали запрещаться и считаться уголовным преступлением.
Но горячий нрав мужчин той эпохи было не просто утихомирить одним законом. Дуэли и горячие дуэлянты продолжали существовать, но уже данные мероприятия были нелегальны и проводились тайком, как правило, ночью, либо ранним утром, в лесах, или в иных скрытых от глаз зевак местах. С уличным освещением в то время было очень туго и соответственно, чтобы видеть в темноте врага, нужен был фонарь или факел. Собственно, их то и держали дуэлянты в левой руке, причем выше головы или на уровне глаз, отводя руку чуть в сторону.
Дуэли литераторов:
Смерть одного из противников не была обязательным исходом дуэли. Так, на счету Александра Пушкина значилось 29 вызовов. В большинстве случаев друзья поэта договаривались с полицией, и Пушкина на время проведения поединка сажали под арест. Например, причиной дуэли Пушкина и его лицейского друга Вильгельма Кюхельбекера стала эпиграмма первого:
«За ужином объелся я,
А Яков запер дверь оплошно —
Так было мне, мои друзья,
И кюхельбекерно, и тошно».
Закончилась дуэль промахом обоих поэтов.
В 1822 году Пушкин и подполковник Сергей Старов не сошлись в музыкальных пристрастиях: поэт просил оркестр сыграть мазурку, а военный — кадриль. Старов воспринял ситуацию как оскорбление для всего полка, и состоялась дуэль — оба соперника промахнулись.
Дуэлью закончилась безобидная шутка Максимилиана Волошина над Николаем Гумилевым. Волошин вместе с поэтессой Елизаветой Дмитриевой, сговорившись, издали несколько стихов под именем Черубины де Габриак. Гумилев увлекся несуществующей дамой и даже пытался выведать ее адрес. Узнав, что загадочной испанки не существует, поэт рассвирепел и вызвал шутника на дуэль. На печально известной Черной речке раздались два выстрела: разгневанный Гумилев промахнулся, Волошин стрелял в воздух.
Едва не стрелялись и два других русских классика — Лев Толстой и Иван Тургенев. Будучи в гостях у Фета, Толстой невзначай оскорбил дочь Тургенева Полину и плюнул в его сторону. Поединок не состоялся лишь стараниями друзей писателей, однако после этого они не заговаривали друг с другом в течение 17 лет.
Победителями стали:
- Косыгина Елена Владимировна
- Голубева Анна Георгиевна